Украина, Сирия, Турция. Где остановится Путин?

История со сбитым турецкими властями российским бомбардировщиком постепенно получает свое развитие. Страсти не утихают. Наоборот, складывается впечатление, что их сознательно подогревают. Кто и зачем это делает? На этот вопрос мы попытаемся дать ответ в этой статье.

1393682642-7109_jpg_resized

В предыдущем материале «Новости Ру» рассмотрели несколько основных версий случившегося, обозначив ряд естественных вопросов, которые возникают при самом простом, «поверхностно-обывательском» анализе ситуации. Все-таки есть несколько факторов и обстоятельств этой истории, которые очень сильно смущают, и начинает казаться, что тут все не так просто, как преподносится.

Путин извинялся перед Эрдоганом?

Кроме самых очевидных вопросов, ответы на которые (хотя бы в форме предположений) мы уже пытались дать ранее, есть еще множество более мелких нюансов. А самый главный вопрос пока остается без ответа: почему вопрос пролетов наших самолетов возле турецкой границы не был никак согласован с властями Турции, тем более, что конфликтные ситуации уже были?

Только спустя 2 недели после происшествия вдруг появились высказывания министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что В. Путин ранее как будто бы извинялся лично перед Эрдоганом за предыдущие недоразумения. Тут сразу возникает другой вопрос: почему Лавров рассказал об этом только сейчас? И если у Путина с Эрдоганом уже были разговоры на эту тему, то непонятно, почему они так и не утрясли конфликт? И почему Путин, зная, что это сильно не нравится Эрдогану, не дал распоряжение изменить маршруты полетов наших боевых самолетов? Все это смахивает на сознательную провокацию.

Почему США остались в стороне?

Все эти вопросы без ответов неизбежно порождают массу слухов и домыслов. Одной из популярных версий является прямое участие США в данном инциденте. Мол, американцы «науськали» турок, чтобы те сбили самолет, а потом демонстративно отстранились от них. Зачем им может быть это надо? А чтобы просто столкнуть лбами вчерашних друзей. Турция ведь оказала большую политическую поддержку России в прошлом году, в разгар войны на Донбассе, когда страны Запада массово вводили санкции. В России было немало ликования по поводу того, что такой верный союзник США, как Турция, оказалась на нашей стороне. Зато теперь в России от всей этой радости не осталось и следа.

Есть и совсем другая версия: Турция, в самом деле, активно участвует в жизни ИГИЛ, не только покупая нефть, но и оказывая всякую другую помощь. В какой-то момент скрывать это от мировой общественности стало очень трудно, и поэтому в Вашингтоне решили немного проучить Эрдогана. Для этого, возможно, и была разработана эта спецоперация, и разработана была с согласия Путина. Не исключено, что Путин согласился в этом участвовать в обмен на какие-то уступки по Украине.

При чем тут «Турецкий поток»?

Есть еще более невероятная, но все-таки активно обсуждаемая версия этих событий: Путин сознательно пошел на провокацию, т.к. хотел испортить отношения с Турцией, чтобы был убедительный повод отказаться от реализации проекта «Турецкий поток». Этот проект очень нужен был тогда, в 2014 году, когда кипели страсти вокруг Украины, и отношения России с Европой испортились хуже некуда. Нужно было обязательно придумать какую-то альтернативу «Южному потоку», чтобы отказаться от него. Вот и придумали «Турецкий поток», который сыграл тогда важную политическую роль. Но экономическая целесообразность этого проекта сразу вызвала немало вопросов у очень многих специалистов и представителей СМИ. Тянуть газопровод по неспокойным регионам юга России и ее кавказских и закавказских соседей – затея довольно-таки сомнительная. Тем более, что речь идет о таком газопроводе, по которому планируется поставлять газ чуть ли не для половины Европы. Критиков у этой идеи было немало как в России, так и в Европе. Но решение было принято, было объявлено, что оно окончательное.

Потом разговоры о «Турецком потоке» стали постепенно затихать, этот проект стали обсуждать все меньше и меньше, причем эта тенденция наметилась задолго до истории с самолетом. Поэтому и появилась такая совсем уж экстравагантная версия, что Путин, дабы не выглядеть человеком, не выполняющим своих обязательств, решил испортить отношения с Турцией, и «с чистой совестью» отказаться от этого проекта. Предварительно была достигнута договоренность с Германией о строительстве другого газопровода – «Северный поток-2», который должен быть проложен параллельно с первой трубой – из России в Центральную Европу по дну Балтийского моря. А о каких бы то ни было крупных экономических проектах с Турцией речи уже не идет. Во всяком случае – пока там у власти Эрдоган и Давутоглу. (Но их положение довольно шаткое).

https://www.youtube.com/watch?v=_2UiGJHJFGw

Еще одна версия заключается в том, что Путину нужна была убедительная причина для серьезного наращивания своего военного присутствия в регионе Ближнего Востока, в том числе с размещением там самых эффективных комплексов ПВО – «С-400». Известно, что с появлением на территории Сирии этих систем Турция прекратила полеты своей авиации над Сирией. Сама по себе Турция тут, может быть, не при чем. А вот то, что военная авиация других стран, в том числе США и Израиля, теперь будет находиться под полным контролем российских военных – это очень серьезное дело.

1368705807_podborka_42

А что же США?

В течение последних двух месяцев обращает на себя внимание какая-то отстраненность Барака Обамы от всех этих событий в Сирии и вокруг нее. Это кажется очень странным, особенно если учитывать тот факт, что своим неожиданным появлением в Сирии В. Путин поставил США в неудобное положение. Почему-то американские власти этот факт проглотили. Тут может быть несколько вариантов. Либо Б. Обама, которому осталось меньше года находиться у власти, не хочет под занавес своего президентства втягивать свой народ и армию в очередную авантюру, либо все это было так и задумано. Т.е. американцы, возможно, с самого начала подталкивали Путина к каким-то действиям на Ближнем Востоке, чтобы вынудить его ввязаться в эту «войнушку». Попросту говоря – американцы решили чужими руками воевать с ИГИЛом.

В Послании Путина кое-что зашифровано

Как бы там ни было, Путину уже удалось добиться кое-каких успехов в Сирии. Успехов не столько военных, сколько политических. (Подробнее читайте в предыдущем материале на эту тему). Главным результатом можно считать то, что на фоне всех событий в Сирии и терактов в Европе ушла на второй план Украина. Путин это наглядно продемонстрировал в своем ежегодном послании Федеральному Собранию, которое он сделал на прошлой неделе. Любой опытный политтехнолог понимает, что неспроста Путин в своей речи ни разу не упомянул эту страну. Можно по-разному относиться к Путину и его роли в событиях на Украине, но нельзя отрицать, что в данном случае налицо факт его политической реабилитации. После всего того унижения, которое Путин пережил в прошлом году из-за украинских событий, в этот раз он снова сумел доказать всем, что его личная политическая фигура имеет очень большое значение для всего мира. А Украина – это слишком мелко, не стоит о ней даже вспоминать…

В ЕС замешкались

Еще один, пусть и незначительный пока, но красноречивый факт, свидетельствующий о большом прогрессе во внешней политике Путина: в вопросе очередного продления санкций против России в Евросоюзе возникло замешательство, вызванное позицией Италии. Власти этой страны предлагают отказаться от практики «автоматического» продления санкций. И хоть это замешательство, скорее всего, временное, и вопрос они друг с другом утрясут, и санкции продлят, все равно – все уже видят и понимают абсурдность самой по себе ситуации. Это при том, что еще год назад в ЕС мало кто сомневался в целесообразности таких мер.

(Тут еще надо добавить, что очередное обострение ситуации на Донбассе, происходящее в последние дни, «приурочено», скорее всего, именно к тому, что срок действия санкций истекает, и в Европе будут рассматривать вопрос их продления. Но, все-таки, Украина сейчас волнует Европу все меньше и меньше).

Послание было далеко не безупречным

Было в Послании Путина Федеральному Собранию и много чего такого, за что его в России стали сильно критиковать. Обратили на себя внимание и крайне резкий тон выступления, и некорректные с точки зрения европейской дипломатии упоминания Аллаха всуе, и практически полное отсутствие каких-то принципиально важных предложений по выводу страны из экономического кризиса. Слов много, но все они как-то ни о чем.

https://www.youtube.com/watch?v=mfLbNTmaNv8

Даже та нелепая и откровенно неудачная во всех смыслах пародия на выступление Путина, которую сделала К. Собчак, содержит одну удачную шутку о Д. Медведеве: «надо же хоть чем-то занять парня!». Актуально, к сожалению, для современной России: экономика страны все больше погружается в кризис, а правительство словно бы находится в спячке, не предпринимает никаких эффективных мер.

Аналитики видят во всем этом тенденцию изменения политических предпочтений Путина как руководителя государства. Если в первые 8 лет своего президентства он скромно и много работал, занимаясь, в первую очередь, повседневными проблемами рядовых граждан, то сейчас он решил пойти по другому пути. Сейчас Путин ведет народ на какую-то войну — частично реальную, частично виртуальную (или «гибридную» — как хотите). Это тоже многим кажется совершенно непонятным: зачем нам эта Сирия, какое нам дело до ИГИЛа и прочих террористов, находящихся не на территории России?

Маленькая победоносная война – лучшее лекарство для больной экономики

На самом деле, в таких действиях Путина – когда он участвует в какой-то войне — есть несколько рациональных зерен. И не только стратегических, военных и политических, но и вполне понятных экономических. Такой вариант исторического развития в той или иной форме избирают для себя многие государства, причем происходит это в разные исторические эпохи. Когда в стране начинается стагнация (застой), или, что еще хуже, кризис, то военный поход куда-либо является неплохим способом вывода государства и общества из спячки.

Когда начинается война, даже если она где-то далеко, но если в ней участвует твоя армия, то происходит мобилизация экономики. Производства начинают работать более интенсивно – нужен запас на случай всяких форс-мажорных обстоятельств. Общество мобилизуется, люди перестают вести расслабленно-беспечный образ жизни. Многие мужчины, уставшие сидеть без дела-без работы, охотно идут воевать. Внутренние распри утихают, народ объединяется в борьбе с общим врагом, даже если его образ является сильно преувеличенным или откровенно надуманным. Люди становятся менее требовательными в плане качества жизни. Если вчера они много возмущались по поводу низких зарплат и прочего, то сегодня мечтают об одном: остаться живыми. И все эти факторы потом приносят результаты. Тут важно только вовремя остановиться, чтобы не пролилось слишком много крови. (И это тоже большой вопрос – сумеет ли Путин вовремя остановиться?).

Возможно, именно из этих соображений исходили Владимир Путин и его команда стратегов, когда планировали операцию в Сирии. И для пущей убедительности решили нагнать страсти вокруг конфликта с Турцией (причем тут уже не так важно, почему на самом деле турки решили сбить наш самолет). Экономика России находится в кризисе, и во многом по независящим от самой России причинам. Учитывая огромные размеры территории нашего государства, важно понимать, что управлять им очень трудно. Чтобы избежать каких-то серьезных внутренних политических потрясений, необходимо страну отвлечь от всех этих бытовых проблем. Есть дела важнее – международный терроризм. Россия с ним сталкивалась уже неоднократно.

Исходя из этого, мы можем предположить, что конфликт с Турцией не получит на деле какого-то серьезного и опасного развития. Другое дело, что очень многие граждане России все равно не понимают (и они в этом абсолютно правы), почему российские власти не нашли другого способа решения всех этих насущных проблем, и даже более того – только усугубили их. Ведь экономическая война с Турцией серьезно скажется и на экономике России тоже.

О других вариантах развития событий читайте в следующем материале.

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России