«Вам хочется снега? – Извольте, хоть — в зной»: о «снежной» технике для зимних видов спорта

В эпоху всемирного потепления даже в средних широтах снежный покров в зимнюю пору  бывает нерегулярно, из-за чего систематичекое проведение соревнований по многим зимним видам спорта, зависящим от его наличия, было бы под угрозой (в том числе, и Белые олимпиады, проводимые 1 раз в 4 года), если бы не выручала специальная «снегоделательная» техника.

Зимние Сочи

Посчитаем для начала только популярные виды спорта, где нужен снежный покров. Итак, лыжи (равнинные), биатлон, горные лыжи, прыжки с трамплина, лыжное двоеборье, лыжный фристайл, сноуборд. Это только то, что вспомнилось, что называется, «навскидку». Возможно, есть, чем дополнить этот список.  Но в почти в каждом из них есть свои разновидности, а пределах даже одного «подвида» зачастую предусмотрено более десятка различных стартов или попыток.

Безусловно, среди олимпийских зимних видов спорта «снежные» по количеству разыгрываемых медалей на тех же зимних олимпиадах значительно превосходят «ледовые».

Поэтому,  если бы по погодным условиям во время очередной «белой» олимпиады, не оказалось снега в местах её проведения, то отменять пришлось, наверное, ¾ соревнований, что означало бы полный срыв олимпийской программы.

По счастью, в наш высокотехнологичный век люди способны решить такие «снежные» задачи, не дожидаясь милости от природы. И теперь даже далёкие от спорта люди уже не задают «детские» вопросы, состоятся ли соревнования, если не выпадет снег, или их отменят.

К примеру, лыжные трассы можно подготовить почти в любых условиях; современные технологии это позволяют. Сейчас существует несколько способов изготовления  искусственного снега. И дальнейшая задача – привезти его на трассу и подготовить к стартам. Это уже – дело техники (причём, в прямом и переносном смыслах одновременно).

На грузовиках-самосвалах («снеговозах») снег   доставляют на трассу и тщательно, равномерно распределяют по всей длине дистанции, обеспечивая при этом как толщину снежной подушки , так и ширину лыжни (второй параметр чётко оговорен в регламентах международных федераций IBU и FIS).

СамосвалЗатем уложенный снег уплотняют, используя для этого снегоходы или особую спецтехнику — ратраки. К ним крепят борону со специальными зубьями, которые, воздейстуя на снежинки, заставляют их терять свою структуру и уплотняться. Так создаётся твердая, накатистая поверхность.

ратракДругими специальными приспособлениями формируется лыжня для классического хода; наилучшие модели современных ратраков могут одновременно готовить 4 параллельные лыжни. Для работы можно задавать такие важные параметры, как ширина, глубина лыжни и расстояние между соседними трассами.

Выбор устройств, цепляемых к ратраку, очень велик: для каждых погодных условий – свои. Цепляют катки, бороны, резаки; применяют и другие прицепы.

Со временем уложенный снег под воздействием внешних факторов перестаёт отвечать необходимым требованиям, поэтому приходится регулярно обновлять и поддерживать трассу.

Иногда необходимо  привозить и укладывать новый снег. Когда на крупных лыжных центрах международного уровня стоит снежная погода, подготовку трассы осуществляют 1 раз в день;  а в бесснежную и ясную погоду —  от 3 раз в сутки. Основную работу ратраки делают в вечерние время, когда трассы свободны от соревновательных мероприятий.

И тем не менее даже применение такой техники и новых технологий не всегда позволяют справиться с капризами погоды и  качественно и своевременно подготовить трассу. Тогда всё-таки приходится переносить соревнования. В последние годы своеобразной «палочкой-выручалочкой» в таких случаях является австрийский Хохфильцен; погодные  условия здесь позволяют практически всегда готовить трассы высокого уровня.

А вот ряд  лыжных центров: такие как    словацкий Осрблье, словенская Поклюка, французский Анси – в разные годы испытывали серьёзные проблемы со снегом, а точнее – из-за «бесснежья».

При этом важно отметить, что не только отсутствие снега может стать причиной отмены соревнований. Природные катаклизмы непредсказуемы. Совсем недавно, когда в самом начале нынешней зимы над Европой и Северной Америкой бушевали снежные шторма и бури, пришлось отменить ряд стартов одного из этапов Кубка мира по биатлону в шведском Эстерсунде. Там прямо во время одной из гонок поднялся такой сильный ветер, что все «лыжные снайперы» поголовно не попадали по мишеням, в лучшем случае поражая (случайно) одну  из пяти, и бежали штрафные круги, наступая на лыжи друг друга, так как на маленьком 200-метровом кругу одновременно скапливалось по 30 и более человек. Тем временем в лесных зонах, через которые проходила трасса, под ураганным ветром стали трещать и даже падать деревья. Ввиду угроз здоровью спортсменов гонку прекратили в самой её середине.

Поэтому заранее предсказать, что нас всех ждёт (в смысле погоды) в феврале в находящемся в субтропических широтах Сочи, невозможно. Хотя надо думать, за снегом дело не встанет. А в остальном организаторам, спортсменам и зрителям надо надеяться на благосклонность «небесной канцелярии».

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России