Учёные NASA услышали, как «поёт» Солнце – зафиксированы магнитозвуковые волны от светила

«Мы отследили подобные звуку волны через внешнюю корону и использовали их, чтобы нанести на карту солнечную атмосферу», — с гордостью рассказывает о своих научных достижениях Крэйг Дефорест (Craig DeForest), специалист Юго-западного Научно-исследовательского института в Валуне (Колорадо, США).

stereo-images-corona (1)(1)

И тут есть чем гордиться, поскольку ему и его коллегам на просто удалось услышать «арии» нашей единственной звезды, но и сделать на основании своих наблюдений весьма значимое открытие.

Выяснилось, что на самом деле солнечная атмосфера в разы больше, чем ранее представляли себе астрономы.  Солнечная Обсерватория NASA «STEREO», «слушая» эти самые магнитозвуковые волны,  впервые доподлинно установила, что известная как корона солнечная атмосфера простирается на 8 миллионов километров выше собственно поверхности Солнца. И это при том, что, как известно, диаметр самой звезды «всего» 1.392 миллиона километров.

«Мы не можем услышать звуки непосредственно через космический вакуум, но детальные наблюдения при помощи специальных научных инструментов показывают, что они слегка колеблются в солнечной короне», — подробнее поясняет технологии, по которым производились исследования, доктор Дефорест.

Несмотря на отсутствие у солнечной музыки доступного нам звука, как такового, учёные всё же утверждают, что «песни Солнца» всё-таки его имеют. Волны его короны представляют собой сочетание магнитных волн под названием альфвеновские волны и непосредственно звуковыми волнами. Если бы эти звуки проходили через земную атмосферу, то, скорее всего, мы бы услышали что-то вроде помеси джазовых вариаций, но в стиле «хэви металл», поскольку происходящие на звезде процессы не слишком упорядочены и крайне агрессивны.

Для того, чтобы воспроизвести солнечные звуки в виде привычной нам музыки, пришлось бы искусственно намного ускорить ритм, так как светило «меняет ноту» лишь раз в четыре часа – с таким интервалом меняются колебания смешанной волны. Зато «звук» этого «супердинамика» распространяется в пространстве на расстояние, в десятки и сотни раз превышающее размер Земли.

Совершенно точно вычислено, что звуки Солнце издаёт, как целый симфонический оркестр – самые разнообразные. Они зависят от скорости распространения, от угла, под которым произошёл выброс волны, а если, к примеру, в плазме на тот момент присутствует вязкость, связанная со столкновением частиц, то звуки могут затухать. В общем, всё очень сложно, от чего и ещё более интересно и загадочно.

Вне указанных границ солнечной атмосферы (те самые 8 миллионов километров) волны отделяются от короны и превращаются в солнечный ветер, который доходит и до нас, но, увы, уже не звучит, либо мы ещё не научились его слышать даже с помощью приборов. Именно потому, что только сейчас человечество по чуть-чуть наконец начинает получать разрозненные достоверные сведения о звезде (иногда, как в данном случае, сильно противоречащие данным из учебников), уже на 2018 год в NASA намечена миссия «Solar Probe Plus» по целенаправленному и подробному исследованию солнечной атмосферы. Если она окажется удачной, то специальный космический зонд должен будет подобраться к центру нашей планетарной системы максимально близко – на расстояние до десяти солнечных радиусов.

Что ж, 2018-й не за горами, так что возможно, что вскоре мы реально услышим космические музыкальные произведения в исполнении своего светила …