ASBMB: открытие сильных антимикробных пептидов в слизи сомов

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе обнаружили, что на коже африканских сомов (Clarias gariepinus) содержится слоящаяся слизь, способная производить противомикробные соединения. Об этом сообщает Американское общество биохимии и молекулярной биологии (ASBMB).

Африканский сом
Африканский сом. Фото: Социальные сети.

Ученые изучали вид Clarias gariepinus, который встречается по всей Африке и особенно разводится на рыбных фермах по всему миру. Слизь, выделяющаяся кожными железами рыбы, обеспечивает ей большую плавучесть и уменьшает сопротивление при движении.

Было выяснено, что слоящаяся слизь африканских сомов содержит пептиды (короткие соединения аминокислот), которые обладают мощными антимикробными свойствами. Для оценки эффективности и принципа их работы исследователи выделили несколько пептидов и синтезировали химически наиболее перспективный — NACAP-II. Затем они проверили, может ли это соединение уничтожать Escherichia coli (кишечную палочку).

Оказалось, что NACAP-II способен разрушать оболочку бактерий и высвобождать содержимое в окружающую среду, тем самым нейтрализуя угрозу. Отмечается, что даже при низкой концентрации пептида антибактериальное действие было очень явным.

Ученые подчеркивают, что морские организмы представляют собой богатый, хотя недостаточно использованный, источник биологически активных соединений. Дальнейшее изучение этих соединений может привести к разработке новых противомикробных препаратов.