В муравейниках есть туалеты – и это не шутка!

Муравьиные колонии насчитывают миллионы насекомых. Все жители холмистых мегаполисов употребляют пищу, а следовательно, есть и отходы жизнедеятельности. Куда же муравьи ходят в туалет?

Муравейник изнутри

Ведь без специальных санитарных условий густонаселённый муравейник может быстро превратиться в непригодное для жизни место. К тому же экскременты способствуют развитию болезнетворных микроорганизмов, которым уничтожить высокоорганизованную колонию – раз плюнуть!

Поэтому муравьи, а они далеко не дураки, стараются поддерживать свои жилища в чистоте, вынося «сор из избы». А это, помимо мусора, ещё и трупы собратьев, ведь насекомые не бессмертны.

Но оказалось, что в запутанной системе коридоров муравейника есть самые обыкновенные туалеты, пишут «Вести Ру». Прямо, как у нас с вами. Об этом сообщается в новой работе немецких учёных, опубликованной в издании  PLoS ONE.

Томер Цацкес и его коллеги из Регенбургского университета решили понаблюдать за жизнью чёрных садовых муравьёв и обнаружили в отдалённых уголках их гнёзд скопления экскрементов. Причём, других отходов там не было. Тогда-то у учёных и возникло предположение об «узкой специализации» данных помещений.

Немцы – народ дотошный. Решили подтвердить свою догадку. Желая убедиться в стремлении насекомых ходить в туалет в определённое место, биологи провели нехитрый эксперимент. Муравьи из двадцати выращенных в лаборатории колоний жили в белых гипсовых гнёздах и получали корм, окрашенный синим или красным пищевым красителем.

Прошло два месяца. Пора было посмотреть результаты. Они вполне удовлетворили исследователей, которые заметили, что один или два угла в каждом доме стали заполняться экскрементами, совпадающими по цвету с пищей.

Муравьиные туалеты

«Муравьи действительно аккуратные существа, но мы не должны их антропоморфизировать, — говорит Цацкес. — Они поддерживают чистоту, не потому что им это нравится, а ради определённых селективных преимуществ».

Вот только с чем связано такое сложное поведение муравьёв, учёные сказать пока затрудняются.

«Некоторые насекомые используют фекалии для обороны, в качестве строительных материалов и отметок территории, как удобрения для своих посевов. Возможно, эти туалеты по совместительству являются садами для сельскохозяйственных культур или местом производства ценных питательных веществ», — объясняет Цацкес.

Возможно, муравьишки организуют туалеты в помещениях в целях  безопасности. Ведь, если каждый раз по нужде покидать родной дом, можно и с жизнью расстаться. То птица склюёт, то сороконожка сожрёт, а то и человек наступит своим сапожищем.

Кстати, другие социальные насекомые тоже следят за санитарным состоянием своих колоний. Пчёлы и паутинные клещи тоже вычищают свои гнёзда от отходов жизнедеятельности.

Поведение братьев наших меньших хорошо изучено учёными, но и мужи науки иногда удивляются непредсказуемости поведения. Так белая сова в одном из зоопарков убила своего полового партнёра только за то, что тот плохо исполнял супружеские обязанности. Впрочем, мужчины знают, что неудовлетворённая женщина может превратиться в пантеру со всеми вытекающими.