Муравьи будут помогать очистке атмосферы от избытка углекислого газа?

В решении серьёзной проблемы борьбы с парниковым эффектом, избытком углекислоты в земной атмосфере человечеству могут оказать надёжную помощь муравьи. Об этом свидетельствуют последние исследования американских учёных.

Муравьи

Итогом подробнейшего, 25-летнего исследования американских учёных из штата Аризона явился важный вывод, что такие насекомые, как муравьи, являются «рекордсменами» по улавливанию CO2 из атмосферы и оказались наиболее мощными биологическими агентами процесса эрозии минералов.

Результаты работ коллектива из Университета штата Аризона, возглавляемого Рональдом Дорном, были опубликованы в новом номере журнала Geology.

Было определено, что 8 видов муравьев и термитов «в сочетании» с дёрном, обнажённой почвой и обычной землёй растворяют 2 типа наиболее широко распространённых минералов — силикатов кальция и магния.

Эксперименты проводились на 6 участках земли, расположенных в штатах Техас и Аризона. Изучение состава почвы под муравейниками позволило выяснить, что насекомые способствуют ускорению процесса превращения минералов в карбонат кальция и магния (химические формулы — MgCO3 и CaCO3) в диапазоне от 50 до 300 раз. (Карбонат кальция является главной составной частью известняка, мрамора и мела).

Во время такого процесса к минералам присоединяется углекислый газ из атмосферы.

Исходя из этого важного вывода учёный предлагает поставить муравьев «на службу человечеству» в качестве своего рода «секвесторов» углекислого газа из атмосферы в массовых масштабах.

Дорн отметил, что такой метод станет более безопасным, чем запасание CO2 в хранилищах под землёй.

В качестве «древнеисторической» иллюстрации подобной роли муравьёв был приведён пример 65-миллионолетней давности (т.н. «кайнозойская эра»). В то время климат на планете стал существенно холодать. На это повлиял комплекс причин, и одной из них было увеличение численности муравьев на Земле в начале третичного периода (относимого к палеоцену), что интенсифицировало механизм эрозии минералов и способствовало «кайнозойскому похолоданию».