«Вишнёвое эссе»

Природе нет дела до человеческих проблем, политических распрей и гражданских войн… Весну не остановишь, и она сверкает всё новыми красками — что нам, людям, погрязшим в своих бытовых проблемах, порой и рассмотреть некогда. А зря…

07 Коломенское

В первые майские дни в средних широтах России началось массовое цветение многих деревьев и кустарников.

Одними из первых зацвели вишни. Красивы в своём «цветочном» наряде эти плодовые деревья «российских» сортов – ничуть не хуже, чем «безгранично раскрученные» Интернетом японские сакуры.

И, наверное, в каждой местности, городе в эти дни можно встретить заросли вишнёвых деревьев, словно для бала «принаряженных» своими белыми «цветочками». К примеру, в Москве этим может «похвастаться» музей-заповедник «Коломенское», садово-парковый ансамбль которого представляют не только «кварталы» высаженных яблонь (их цветение ещё впереди), но и вишни.

Да, вишню нельзя назвать «плодовым» символом России; этот «титул» принадлежит именно яблоне. И тем не менее благодаря когорте талантливых профессиональных и самодеятельных авторов (поэтов да композиторов) песенно-поэтические ассоциации «народа», как ни странно, в большей степени связаны с вишней, а не яблоней.

Значит, чем-то «таким» она (вишня) «цепляет» души творческих людей БОЛЬШЕ.

Напрашиваются многочисленные примеры.

«Первой ласточкой» явилось относящееся к началу 60-х годов прошлого века творение поэта- песенника Вениамина Бурыгина и композитора Михаила Чумакова, знаменитое настолько, что претендует на звание «народной песни» (многие люди так и считают) «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Ренессанс её популярности наблюдается в настоящее время; множество исполнителей и песенно-инструментальных коллективов её «перепели» — каждый на свой лад. Но если в этой песне вишня упоминается только «вскользь», лишь однажды, то в последующие времена «вишнёвое олицетворение» в музыкально-поэтической форме становится всё более «щедрым».

Продолжилось «вишнёвое воспевание» в 80-х годах стараниями композитора и исполнителя Владимира Мигули, работавшего в содружестве с поэтом Анатолием Поперечным. «ВИШНЁВАЯ МЕТЕЛЬ» стала одним из самых удачных произведений этого творческого «тандема». Как признался в одном из своих интервью В. Мигуля, песня была призвана воспеть солнечное тёплое время года для жителей Крайнего Севера, и цветение вишен и опадание их лепестков как нельзя лучше это символизировали. С тех пор «вишнёвая метель кружит, как карусель — метель шальная…».

Популярная в тех же 80-х годах среди молодёжи группа «Фристайл» с Вадимом Казаченко «во главе» тоже «не прошла мимо «ВИШНЁВОГО САДА» — так называлась эта диско-композиция. И «расцветала» на свете любовь в унисон цветущему вишнёвому саду, и такими «сладкими» были воспоминания о том, «чего уж не вернуть», в зимний морозный вечер…

Массовому восприятию вишни не только как источника вкусных сочных ягод, но и «духовного выразителя» человеческих чувств способствовало творчество «последователей». Более «щедрым» на «вишнёвые песни» оказался 21 век. Авторы, словно соревнуясь друг с другом, поэтизировали и вишнёвое цветение и терпко-ароматные плоды, продолжая «наделять» каждый листочек, ягодку или дерево «целиком», а то и вовсе – вишнёвые сады «букетами» человеческих качеств…

«Клонила» «голову белая вишня», издалека приветствуя героя романса в исполнении Александра Иванова («Клонит голову белая вишня»). И тоже «вишня белой была» в «ощущениях» Филиппа Киркорова, «тоскующего» о прошедшем лете и скоротечной любви и вопрошающего у вишни, «почему любовь не вышла».

Различные образы и «вкусовые или обонятельные» ассоциации вызывала вишня у певцов и певиц. Вишня – «зимняя» («Зимняя вишня») у Анжелики Варум (и даже зимой, под аккомпанемент неспешно падающего снега, издаёт «прекрасных ягод аромат»); а Ирине Аллегровой «досталась» «Горькая вишня» — вероятно, даже аккордеону довелось ощутить этот «горький вкус» и «расплакаться» от такой «горечи»…

«Не повезло» и герою песни, исполненной группой «Игра» (под руководством Игоря Гранова): с «Неспелой вишней» сравнил он свою бывшую невесту, «скоропалительно» вышедшую замуж за другого…

А ещё вишня бывает «пьяной», как у Виктора Королёва («Пьяная вишня»), и под аккомпанемент дождя ею, спелой-переспелой, «хочется напиться».

В «своём» «Вишнёвом саду» «бродил» и Витас (да не один, а с «мэтрами» советско-российской эстрадной песни – Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым). Это уже – «проникновение в классику», «по Чехову»: «трепещущие занавески», «последний бал Раневской», а сам сад – «брошенный» и «проданный», и «мольба» героя не спасёт его от неминуемой вырубки.

Разудалый шансон-стиль тоже не оставил вишню без внимания. «Вишня в саду» (ещё одна «вишнёвая песня» Виктора Королёва) позволяет на мажорной ноте закончить это небольшое «вишнёвое музыкально-поэтическое обозрение».

Так кто ещё не увидел в этом году цветущую вишню? Ослабьте на одну минуту свой темп повседневной спешки, притормозите своего «4-х колёсного скакуна» — и красавица-вишня тут же предстанет перед вами в своём зелёно-белом великолепии. И может быть, в вашей душе тоже родятся нежные стихи или музыка, воспевающие это прекрасное творение природы.

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России