С 1 января 2025 года в России начнут действовать обновленные требования технического регламента к автомобилям, согласно которым все новые машины должны быть оснащены системами ABS, ESP, подушками безопасности, устройствами вызова экстренных служб и другими современными элементами. Эти нормы, отмененные в 2022 году из-за санкций и дефицита импортных комплектующих, вновь становятся обязательными. Однако их реализация вызывает множество вопросов и тревог в отрасли.
Проблемы реализации: отсутствие компонентов и локализации
Российский автопром сталкивается с острой нехваткой ключевых компонентов. Производство систем ABS и ESP, заявленное властями как «локализованное», на практике ограничивается сборкой из импортных комплектующих. Обещания наладить полное производство в Костроме или на самарском заводе «НАМИ инновационные компоненты» остаются невыполненными.
«Мы планируем в середине 2024 года уже начать производство ABS и ESP. К 2025 году завод выйдет на плановые показатели, достигнув 100% локализации», — заявлял в 2023 году гендиректор ФГУП НАМИ Фёдор Назаров.
Однако к началу 2025 года завод не заработал, а сроки запуска снова перенесли.
Ситуация с подушками безопасности и устройствами ЭРА-ГЛОНАСС также далека от оптимизма. Эти компоненты либо отсутствуют на рынке, либо производятся в недостаточном объеме.
Зачем новые требования сейчас?
Эксперты считают, что введение таких норм в текущих условиях выглядит неоправданным.
«Для полноценной реализации этих требований необходима развитая индустрия автокомпонентов. Но в России нет ни соответствующих мощностей, ни технологий», — отмечает автоэксперт Сергей Иванов.
Многие считают, что такие системы, как ABS и ESP, необходимы не всем автомобилям.
«На внедорожниках эти системы могут быть вредны, так как в условиях бездорожья они выходят из строя быстрее, чем помогают. Это должно быть опцией, а не обязательным требованием», — добавляет Иванов.
Последствия для автопрома и потребителей
Введение новых техрегламентов грозит остановкой производства на крупнейших заводах, включая «АвтоВАЗ», который и без того испытывает трудности из-за нехватки комплектующих. По словам экспертов, это может привести к увеличению стоимости автомобилей, сокращению их доступности и снижению продаж.
Ситуация также подчеркивает более глубокую проблему — отсутствие реального импортозамещения. Несмотря на множество заявлений, производство ключевых компонентов, особенно электронных, так и не было налажено.
Будущее российского автопрома
Чтобы выйти из кризиса, российской автомобильной промышленности необходимо сделать упор на развитие локального производства, сотрудничество с международными партнерами и инвестиции в собственные технологии. Однако такие меры требуют времени и политической воли, которых пока не хватает.
Как показывает практика, попытки внедрения высокотехнологичных решений без соответствующей подготовки только усугубляют проблемы. Будет ли Россия готова к таким изменениям к 2025 году — остается под большим вопросом.