Возвращение правил техрегламента: вызовы для российского автопрома и перспективы их решения

С 1 января 2025 года в России начнут действовать обновленные требования технического регламента к автомобилям, согласно которым все новые машины должны быть оснащены системами ABS, ESP, подушками безопасности, устройствами вызова экстренных служб и другими современными элементами. Эти нормы, отмененные в 2022 году из-за санкций и дефицита импортных комплектующих, вновь становятся обязательными. Однако их реализация вызывает множество вопросов и тревог в отрасли.

Конвейер Автоваза
Конвейер Автоваза. Фото: Социальные сети.

Проблемы реализации: отсутствие компонентов и локализации

Российский автопром сталкивается с острой нехваткой ключевых компонентов. Производство систем ABS и ESP, заявленное властями как «локализованное», на практике ограничивается сборкой из импортных комплектующих. Обещания наладить полное производство в Костроме или на самарском заводе «НАМИ инновационные компоненты» остаются невыполненными.

«Мы планируем в середине 2024 года уже начать производство ABS и ESP. К 2025 году завод выйдет на плановые показатели, достигнув 100% локализации», — заявлял в 2023 году гендиректор ФГУП НАМИ Фёдор Назаров.

Однако к началу 2025 года завод не заработал, а сроки запуска снова перенесли.

Ситуация с подушками безопасности и устройствами ЭРА-ГЛОНАСС также далека от оптимизма. Эти компоненты либо отсутствуют на рынке, либо производятся в недостаточном объеме.

Зачем новые требования сейчас?

Эксперты считают, что введение таких норм в текущих условиях выглядит неоправданным.

«Для полноценной реализации этих требований необходима развитая индустрия автокомпонентов. Но в России нет ни соответствующих мощностей, ни технологий», — отмечает автоэксперт Сергей Иванов.

Многие считают, что такие системы, как ABS и ESP, необходимы не всем автомобилям.

«На внедорожниках эти системы могут быть вредны, так как в условиях бездорожья они выходят из строя быстрее, чем помогают. Это должно быть опцией, а не обязательным требованием», — добавляет Иванов.

Последствия для автопрома и потребителей

Введение новых техрегламентов грозит остановкой производства на крупнейших заводах, включая «АвтоВАЗ», который и без того испытывает трудности из-за нехватки комплектующих. По словам экспертов, это может привести к увеличению стоимости автомобилей, сокращению их доступности и снижению продаж.

Ситуация также подчеркивает более глубокую проблему — отсутствие реального импортозамещения. Несмотря на множество заявлений, производство ключевых компонентов, особенно электронных, так и не было налажено.

Будущее российского автопрома

Чтобы выйти из кризиса, российской автомобильной промышленности необходимо сделать упор на развитие локального производства, сотрудничество с международными партнерами и инвестиции в собственные технологии. Однако такие меры требуют времени и политической воли, которых пока не хватает.

Как показывает практика, попытки внедрения высокотехнологичных решений без соответствующей подготовки только усугубляют проблемы. Будет ли Россия готова к таким изменениям к 2025 году — остается под большим вопросом.

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России
Добавить комментарий