В условиях возросшей долговой нагрузки и повышения ключевой ставки российский автопроизводитель АвтоВАЗ сталкивается с серьезными финансовыми трудностями. Руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что без помощи со стороны властей компания может обанкротиться. По его словам, долговая нагрузка компании превышает 100 миллиардов рублей, и проценты по кредитам только растут.
«В текущих условиях всё, что зарабатывает АвтоВАЗ, придётся отдать на погашение процентов, что неизбежно ведёт к «уходу в минус». Так быть не должно, это прямая дорога к банкротству», — подчеркнул Чемезов.
Руководитель «Ростеха» также отметил, что Волжский автозавод продолжает активно вкладываться в локализацию производства и расширяет модельный ряд автомобилей Lada. Однако поддерживать высокий уровень конкурентоспособности без дополнительных инвестиций становится всё сложнее.
Рост долгов и влияние ставки Центрального банка
Рост долговой нагрузки АвтоВАЗа связан с повышением ключевой ставки Центрального банка. В результате процентные выплаты компании достигают миллиардов рублей ежегодно.
«Государство не оставляет завод без внимания», — отметил Чемезов, подчеркнув, что на уровне профильных ведомств рассматриваются меры поддержки АвтоВАЗа.
Компания нуждается в государственной поддержке, чтобы сохранить свое финансовое положение и продолжать производственные и инвестиционные программы.
Дополнительное финансовое бремя связано с локализацией производства. Чемезов указал, что затраты на локализацию высоки, что также является вызовом для компании.
Автообозреватель Юрий Крамаренко, комментируя ситуацию, отметил: «Помимо роста ставок и удорожания кредитов, следует обратить внимание на локализацию, которая обходится слишком дорого. Возможно, государственным органам стоит разобраться, почему это происходит».
Производственные успехи на фоне финансовых трудностей
Несмотря на трудности, АвтоВАЗ продемонстрировал рост продаж. С января по октябрь 2024 года компания реализовала почти 378 тысяч автомобилей, что уже превышает результаты за весь 2023 год. Этот успех, по словам Чемезова, не решает проблему долгов. Компания вынуждена тратить значительные средства на обслуживание кредитов, которые могли бы идти на инвестирование в производство.
Максим Соколов, президент АвтоВАЗа, подтвердил: «Сейчас кредитная нагрузка действительно высока, особенно при повышении ключевой ставки. Это дополнительно почти 20 миллиардов рублей, которые приходится ежегодно выделять на обслуживание долгов. Однако банки продолжают верить в нас, и у нас открыты долгосрочные кредитные линии в ведущих банках».
Государственная поддержка и повышение утильсбора
Для поддержки отечественного автопроизводителя правительство повысило утилизационный сбор на импортные автомобили, что даёт преимущество российскому производству. Тем не менее, финансовая поддержка компании остаётся важной для её дальнейшего развития.
Как отметил Чемезов: «АвтоВАЗ — это крупнейший производитель автомобилей в России, и он не должен оставаться без внимания государства. Мы надеемся, что меры поддержки будут реализованы».
Ситуация с долговой нагрузкой на АвтоВАЗ является вызовом не только для компании, но и для всего российского автопрома, отмечают эксперты. Удержание и развитие производства, расширение модельного ряда и поддержка доступных кредитов — все это остаётся важными задачами на ближайшие годы.