Перспективное будущее «ближнего космоса»: «космический лифт» вместо ракет?

В качестве  реальной альтернативы космическим кораблям, доставляющим в космос грузы, учёные видят так называемые «космические лифты», акцентируя внимание как на возможности воплощения этой идеи на практике, так и на её необычайной полезности.

КЛ

Группа ученых из Международной академии астронавтики (International Academy of Astronautics, IAA) провела детальное исследование о возможности строительства «лифта в космос».

По их мнению, это совсем не фантастика, как бы «громко» ни звучало такое сочетание. Они доказали, что идея создания лифта в открытый космос вполне может быть воплощена в жизнь , а кроме того она очень полезной во всех отношениях.

О серьёзности этой работы говорит объём отчётного доклада —  более 300 страниц.

И первым его разделом является, естественно, ответ на вопрос «зачем нужен космический лифт?». Приведено несколько доводов, говорящих в пользу нового вида «космического транспорта».

1. Отсутствие ограничений на размер и форму груза, требуемого доставить в космос, и «экологическая чистота».

Существующая технология создания и принцип действия космических кораблей сегодня таковы, что 80 % массы ракеты — это горючее, 14%  — её вес, и только лишь 6% остаётся для груза (можно сказать «КПД полезности» — 6%).

При этом при взлёте ракеты взлетает в атмосферу «выплёскивается» огромное количество вредных химических веществ.

А транспортная система, основанная на принципе перевозки по кабелю, будет избавлена от подобных недочётов, и не будет создавать ограничения на размер и форму груза подлежащего доставке в космос груза.

2. Удобство доставки, целевая универсальность.

Кроме перевозки грузов, такая транспортная система сможет использоваться для доставки в космос людей, в это будет означать начало новой эры космических исследований.

3. Новый эффективный способ передачи электроэнергия в любую точку Земли.

По словам «учёной бригады», космический лифт реализует в будущем возможность,  с помощью космических электростанций передавать электрическую энергию в  любое место на нашей планете.

Таким образом можно радикально решить вопрос энергоснабжения бедных африканских стран, полностью пропустив энергонеэффективный этап передачи электричества «по проводам». Соответственно, природные ископаемые будут использоваться человеком более рачительно, да и остальные природные богатства удастся сберечь. В Индии и Китае не нужно будет сжигать уголь, и леса Амазонки не потребуется так активно вырубать.

4. «Очистка» Земли от ядерных отходов.

Избавляться от «ядерного мусора» тоже можно будет с помощью космического лифта. Вместо того, чтобы перевозить отходы ядерного производства его с одного места планеты в другое – на хранение, можно будет отправлять их «подальше от себя» — в космос.

Но, конечно, более сложным вопросом, на который ответили исследователи, был — «как построить космический лифт?»

И вот каким видится решение проблемы учёным.

Схема

Длинный и очень прочный кабель прикрепляется массивным «якорем» у экватора и «тянется» через Геостационарную орбиту примерно до высоты 100 тысяч километров.

На другом конце, в космосе,  находится противовес, призванный удерживать центр масс лифта на орбите Земли, что даст возможность кабелю оставаться на том же самом месте —  «над экватором» во время вращения планеты.

При этом благодаря вращению Земли кабель остается «натянутым». Таким образом, путь для электрического лифта, поднимающего груз в открытый космос, будет «ровным»…

(Вот так – по-деловому, просто, и никакой фантастики!? – прим. Новости Ру).