Японцы отказались оплачивать квоты на отлов рыбы в российских водах и были обескуражены тем, что им запретили рыбачить у нас «просто так».

В ответ на санкции, введенные Японией, Россия запретила ей вести рыболовецкую деятельность в акватории Южных Курил. До этого ежегодно судна, принадлежащие Стране восходящего солнца, вылавливали здесь порядка 2300 тонн рыбы и прочих морских обитателей. Заработки на продаже улова исчислялись миллиардами йен. И пока страна выражает недовольство по поводу «уплывших» возможностей, улов российских рыбаков в этой зоне уже вырос на 30 %.
Напомним, Япония ввела свои санкции вслед за западными партнерами весной прошлого года. От них пострадали несколько российских банков, у которых оказались заморожены размещенные в этой стране активы, а также сотни компаний, с которыми было резко прекращено сотрудничество, в том числе и по экспорту продукции.
Однако самое большое недоумение вызвало решение японских властей прекратить покупку квот на рыбный промысел в российских водах в районе Южных Курил. Даже с учетом того, что ежегодная оплата составляла порядка 45 млн йен или 300 тысяч долларов, добыча морепродуктов в этом районе оставалась крайне выгодной для страны. Согласно договору, за эти деньги можно было отлавливать в год порядка 2300 тонн обитателей глубин — рыбы, в том числе и ценных пород, а также крабов и морских ежей. Выручка за них исчислялась уже миллиардами йен. В стране, где морепродукты являются одной из главных составляющих меню большинства жителей, эти товары пользуются повышенным спросом.
Иными словами, такое партнерство для Японии предоставляло большую выгоду. Его условия были обговорены еще 25 лет назад и в 1998 году заключено соответствующее соглашение. С тех пор его положения значительным образом не менялись ни одной из сторон, хотя было очевидно, что оно не равнозначно, и не дает никаких преференций России.
Вероятно, отказавшись от покупки квот, японцы рассчитывали продолжить рыбачить в акватории Южных Курил безвозмездно. Однако провернуть такой маневр у них не вышло: на появление в этих водах их промысловых шхун оперативно был введен запрет.
Данная ответная мера вызвала большое удивление у бывших партнеров. В Японии назвали такие ограничения неприемлемыми, и правительство страны потребовало возобновить договор, условия которого первыми же и нарушило.
Ответа с российской стороны на их претензии не последовало. Разрыв отношений не причинил никакого ущерба ее бюджету. Напротив, всего за месяц отсутствия японских рыбаков улов наших добытчиков увеличился на 30 %.