Coca-Cola может вернуться на российский рынок через южноосетинское ООО «Кока-Кола Компани». Заявка в Роспатент подана в декабре 2024 года, спустя два года после ухода бренда из РФ. Эксперты спорят о происхождении инициативы, а «Добрый Cola» теряет монополию.

Легендарная газировка Coca-Cola, похоже, готовится к триумфальному возвращению на российский рынок. Как стало известно, в декабре 2024 года в Роспатент была подана заявка на регистрацию товарного знака от ООО «Кока-Кола Компани», зарегистрированного в Южной Осетии. Эта новость вызвала бурю обсуждений: кто стоит за этой инициативой — головная компания The Coca-Cola Company, обходящая санкционные ограничения через посредников, или местные предприниматели, решившие сыграть на громком имени?
По данным телеграм-канала Mash, заявка в Роспатент поступила в декабре 2024 года, буквально через несколько недель после президентских выборов в США.
Источник, близкий к компании, сообщил: «Coca-Cola готовится к возвращению в Россию. Внутри компании уже обсуждают стратегию по работе с отечественными конкурентами и борьбе с параллельным импортом».
Mash также уточняет, что производство планируется развернуть на тех же заводах, которые использовались до «ухода» бренда из России в 2022 году. Однако остается неясным, идет ли речь о прямом возвращении американского гиганта или о хитроумной схеме местных бизнесменов.

История отношений Coca-Cola с российским рынком в последние годы напоминает драматический сериал. В марте 2022 года, на фоне начала специальной военной операции на Украине, российский филиал Coca-Cola HBC объявил о приостановке бизнеса в стране. Поставки фирменного сиропа прекратились, а заводы, ранее выпускавшие оригинальную Coca-Cola, Sprite и Fanta, переключились на локальные бренды. Летом того же года подразделение компании сменило название на Multon Partners (ООО «Мултон Партнерс»), а на прилавках появился аналог популярной газировки под маркой «Добрый Cola». Как отмечали в «Ведомостях» 14 июня 2024 года, The Coca-Cola Company еще в апреле 2024 года подала в Роспатент три заявки на регистрацию своих товарных знаков, что уже тогда вызвало вопросы о возможном возвращении бренда.
Теперь же в игру вступает ООО «Кока-Кола Компани» из Южной Осетии. Эксперты рынка расходятся во мнениях: одни считают это попыткой американской корпорации обойти ограничения через третьих лиц, другие уверены, что это инициатива локальных игроков.
Если это действительно головная компания, то выбор Южной Осетии как юрисдикции может быть связан с желанием минимизировать санкционные риски, но не исключено, что это просто коммерческий ход местных предпринимателей, которые хотят заработать на узнаваемости бренда.
Исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков заявил, что американской компании будет сложно вернуть себе долю рынка при возвращении в Россию. По его словам, российские производители вывели на рынок продукцию, которая по составу и вкусу близка к привычной продукции Coca-Cola.
Тем временем «Добрый Cola», выпускаемый Multon Partners, уже прочно закрепился на российском рынке. По данным NielsenIQ за январь—август 2023 года, бренд «Добрый» стал вторым по доле продаж среди товаров повседневного спроса в России, обогнав даже импортную Coca-Cola. Как сообщал РБК 26 октября 2023 года, на долю «Доброго» приходилось 1,2% всех продаж FMCG в стоимостном выражении. Успех локального аналога подтверждает, что российский потребитель готов принимать альтернативы, но возвращение оригинального бренда — пусть и под новым юридическим лицом — может серьезно изменить расклад сил.
Пока в Роспатенте изучают заявку, а эксперты гадают о ее происхождении, одно остается ясным: Coca-Cola не собирается окончательно прощаться с российским рынком.
«Мы видим, что такой огромный рынок терять никто не хочет», — отмечал пользователь X* в одном из обсуждений еще в 2022 году, и эта фраза звучит актуально и сегодня.
Официальных комментариев от The Coca-Cola Company или Multon Partners пока не поступало, но ближайшие месяцы, вероятно, дадут ответ на вопрос: станет ли газировка из Южной Осетии новым лицом культового напитка в России?
* X (Twitter) заблокирован в России по решению Генпрокуратуры от 24 февраля 2022 г.
Конечно они не хотят терять такой огромный рынок и прибыль, но я не понимаю, почему нельзя ввести жесткие условия для возвращения. Если это возвращение вообще нам нужно. Поставка вредного напитка, который делают отличный аналог и в России, какой смысл давать им возможность зарабатывать не всем будет ясно.