Опять – «испанка» и снова трудная ничья Карякина: о 4-й партии матча Карлсен — Карякин
И четвёртую партию матча с М. Карлсеном С. Карякину пришлось провести в защите несмотря на белый цвет фигур и любимый дебют – «испанскую партию». И вновь российский гроссмейстер выстоял в трудной борьбе. Ничья!
Четвёртую партию матча за звание чемпиона мира по шахматам Сергей Карякин снова начала ходом королевской пешки, и соперники разыграли «испанскую партию».
В принципе, поначалу, в дебюте, позиция белых (Карякин) выглядела перспективной и даже визуально более активной.
Но, как это уже бывало в предыдущих партиях, в поисках наиболее острого продолжения (само стремление к этому, конечно, делает честь претенденту) Сергей выбрал не лучший вариант, и сразу инициатива перешла к чёрным.
Чемпион мира всячески начал её развивать в миттельшпиле. А Карякину пришлось долго и трудно защищаться.
Партия побила предыдущие рекорды продолжительности. Было сделано 94 хода, а молодые соперники (напомним, обоим «К» — всего по 25 лет) вторую игру подряд провели за доской более 6 часов.
В глубоком эндшпиле зафиксирована ничья, которую Карякину снова можно занести в актив, так как ему в очередной раз удалось блестяще продемонстрировать свои качества отменного защитника.
Иное дело – что в первой трети матча (сыграно уже 4 партии из 12 на классической стадии) ему приходится только обороняться, и все ничьи, кроме, пожалуй, первой, были заключены с позиции силы чемпиона. И затраты нервной энергии у Карякина – несомненно выше, чем у чемпиона, который ни разу в 4-х партиях не «стоял на проигрыш».
Конечно (исходя из статистики личных встреч) удивляться ничьим не приходится – это самый частый исход партий между Карлсеном и Карякиным. Но единственная за карьеру победа российского гроссмейстера над норвежцем (при 4 поражениях) говорит о том, что нет у Сергея «ключика» для побед над именитым соперником, серьёзно превосходящим его в рейтинге.
И что надо для этого делать, чтобы сместить чемпиона с шахматного трона, пожалуй, претенденту не ясно.
Понятно, что следует проявлять активность за шахматной доской, а не проводить весь матч в глухой обороне. Но при этом главные проблемы Карякина начинаются именно тогда, когда он пытается найти какое-то обострение, потому что избираемые Сергеем для этого варианты небезупречны (а то и откровенно неудачны), и Магнус быстро находит опровержения, перехватывая инициативу.
В свою очередь, Карлсен не будет вечно упускать выигрышные шансы; при таком течении матча он дождётся хотя бы одной решающей ошибки претендента – и тогда исход противостояния, вероятно, станет предопределённым.
Короче говоря, следует отметить, что у норвежского чемпиона мира шансы отыграться после досадного (случайного) поражения высоки, а у российского претендента, в случае проигрыша – весьма призрачны.
И в этом смысле каждая последующая партия может стать решающей.
При этом даже при ничьей на классической дистанции – 12 партиях – шансы Карлсена на победу резко возрастут, когда дело дойдёт до партий с укороченным контролем времени или, тем более, блица. Ведь Карякин гораздо больше времени тратит на раздумья, и дефицит времени может сказаться самым неблагоприятным образом.
Вероятно, без изрядной доли удачи одолеть Магнуса у Сергея не получится…