Иностранные автоконцерны, покинувшие Россию в 2022 году, столкнутся с серьезными трудностями при попытке вернуться на рынок. По информации Mash, все бывшие производственные площадки уже обрели новых российских собственников, а возможность обратного выкупа для западных компаний исключена. Теперь, чтобы вновь закрепиться в России, брендам придется начинать с нуля — без льгот и преференций.

Новые владельцы — новые реалии
Калужская область, которая когда-то привлекала мировых гигантов своим выгодным расположением, стала наглядным примером трансформации российского автопрома. На заводах Volkswagen и Mitsubishi теперь выпускают автомобили китайского бренда HAVAL: в 2023 году с конвейера сошло около 1000 машин, а в 2025-м запланирован выпуск уже 150 тысяч единиц.
«Заводы работают, производство растет, а возвращение западных брендов вряд ли возможно на тех условиях, к которым они привыкли», — отмечает источник Mash.
Схожая ситуация у Volvo Trucks: предприятие перешло в собственность АМО, и сейчас там производят грузовики под российским брендом. Завод Samsung, где раньше собирали бытовую технику и электронику, теперь принадлежит VVP Group и выпускает устройства для «М-Видео» и «Эльдорадо».
Эти изменения затронули не только автопром: немецкая Siemens AG уступила свои мощности компании «Воронежский трансформатор», а завод Indesit в Липецке перешел в руки турецкого холдинга Arcelik.
Вернуться можно, но сложно
Западным производителям никто не закрывает дорогу обратно, но условия для них станут куда более жесткими. Им придется заново строить заводы, инвестировать в инфраструктуру и налаживать логистику без привычных налоговых и таможенных льгот.
«Если захотят вернуться — пусть строят с нуля. Льгот больше не будет», — утверждает источник в Mash.
Этот подход перекликается с позицией российских производителей в других секторах. Например, в пищевой промышленности компании, такие как ГК «Черноголовка», выступают за жесткие ограничения для Coca-Cola и Pepsi, заявляя, что «страна — не проходной двор».
А что думают потребители?
Как и в случае с напитками, мнения автолюбителей разделились. Одни считают, что российские аналоги и китайские бренды вполне справляются с потребностями рынка. Другие скучают по привычному качеству и надеются на возвращение европейских и японских марок.
«Китайцы молодцы, но Volkswagen — это Volkswagen. Если вернутся, буду первым в очереди», — делится мнением один из пользователей в соцсетях.
«Я доволен новым HAVAL, а что было раньше — уже не важно. Главное, чтобы было доступно и надежно», — пишет другой.
Будущее российского автопрома
Судя по текущей динамике, российские предприниматели не просто заняли освободившиеся ниши, но и активно расширяют производство, адаптируясь к новым реалиям. Это может означать, что даже в случае возвращения западных брендов их ждет сложная борьба за место на рынке. Конкурировать придется не только с китайскими марками, но и с укрепившимися российскими предприятиями, которые за последние годы получили уникальный опыт быстрой адаптации к изменившимся условиям.
В итоге вопрос остается открытым: рискнут ли автогиганты вернуться на российский рынок, зная, что прежних позиций им уже не вернуть? Или оставят его в прошлом, сосредоточившись на других регионах? Похоже, ответ на этот вопрос покажет только время.
Считаю, что чем труднее и сложнее будет для таких сбежавших компании возврат, тем лучше. И без них прожили, да машины большинство китайские, но многие довольны. А так действительно как проходной двор, захотел пришел и заработал на нас деньги, захотел развернулся и убежал. Не дело так.
Да уж это точно! Судя по всему, россияне теперь будут больше покупать китайские автомобили, чем западные. Они уже привыкли и к тому же китайские авто стоят значительно дешевле, в этом их плюс.