Полторы тысячи культовых картин на миллиард евро, пропавших в войну, «всплыли» в Мюнхене

Все они в период Второй Мировой были изъяты нацистами у коллекционеров-евреев под предлогом того, что это «дегенеративное искусство». Однако, как выяснилось, уничтожать столь ненавистные модернистские шедевры экспроприаторы не торопились, понимая их реальную ценность.

169-375x450

Достаточно сказать, что среди огромной коллекции массово присутствуют работы Анри Матисса, Марка Шагала, Пабло Пикассо и т.д. Всё богатство это многие десятилетия кое-как хранилось в частной квартире в мюнхенском районе Швабинг, принадлежащей некому 80-летнему Корнелиусу Гурлитту – сыну и наследнику арт-дилера времён войны Хильдебранда Гурлитта. Вероятно, тот попросту выкупил шедевры за бесценок у идеологов «нацистского реализма» и свалил их в кучу в своём далеко не самом престижном жилище.

Между прочим, в общей свалке оказались не только «дегенеративные» произведения самых различных гениев модернизма, но и полотна вполне воспринимаемого ценителями традиционной живописи Альбрехта Дюрера.

114293

Но вернёмся к самому факту нахождения картин, которые давно считались утраченными для мировой культуры. Гурлитт попал под подозрение властей ФРГ в 2010-м году. Тогда при возвращении в Германию из Швейцарии при нем обнаружили весьма внушительную сумму наличности, происхождения которой он не смог объяснить. Обыск в его квартире, естественно, дал самые поразительные результаты.

Следует сказать, что проведен он был ещё в 2011-м, и всё это время квалифицированные эксперты идентифицировали «рождённые заново» произведения и составляли их опись. Правда, неясно, почему же такое событие в мире культуры столь тщательно скрывалось немецкими официальными структурами. Складывается впечатление, что они буквально хотели пойти по стопам своих нацистских предков, снова спрятав мировое достояние от глаз общественности, но это к слову. Слава богу, им это не удалось…

Кстати, в процессе следствия по делу Хильдебранда Гурлитта было установлено, что он на протяжении всей жизни уклонялся от уплаты налогов, постепенно распродавая шедевры, за счёт чего и жил.

Относительно будущего «всплывшей» уникальной и чрезвычайно дорогостоящей коллекции сегодня сказать ничего, к сожалению, нельзя. Было бы логично предположить, что картины должны бы быть распределены по ведущим галереям мира, чтобы ими могли любоваться люди. Не менее разумным представляется и открытие отдельной выставки, составленной непосредственно из найденных полотен, если бы она направилась «на гастроли» по тем странам и континентам, где произведения в своё время изымались.

ImageCache

Но крайне далёкая от культуры и искусства рыночная экономика, кажется, диктует картинам совершенно иную судьбу. Дело в том, что, прознав про находку немецких властей, уцелевшие наследники бывших владельцев уже требуют их возврата в частную собственность, и такой подход вполне законен. По сути, это Хильдебранд Гурлитт, а не гитлеровский режим нынче объявлен мошенником и неправомерным пользователем коллекции, так что вполне вероятно, что выдающиеся работы гениев «дегенеративного» модернизма снова «расползутся» по тёмным углам частных квартир…

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России