Все они в период Второй Мировой были изъяты нацистами у коллекционеров-евреев под предлогом того, что это «дегенеративное искусство». Однако, как выяснилось, уничтожать столь ненавистные модернистские шедевры экспроприаторы не торопились, понимая их реальную ценность.
Достаточно сказать, что среди огромной коллекции массово присутствуют работы Анри Матисса, Марка Шагала, Пабло Пикассо и т.д. Всё богатство это многие десятилетия кое-как хранилось в частной квартире в мюнхенском районе Швабинг, принадлежащей некому 80-летнему Корнелиусу Гурлитту – сыну и наследнику арт-дилера времён войны Хильдебранда Гурлитта. Вероятно, тот попросту выкупил шедевры за бесценок у идеологов «нацистского реализма» и свалил их в кучу в своём далеко не самом престижном жилище.
Между прочим, в общей свалке оказались не только «дегенеративные» произведения самых различных гениев модернизма, но и полотна вполне воспринимаемого ценителями традиционной живописи Альбрехта Дюрера.
Но вернёмся к самому факту нахождения картин, которые давно считались утраченными для мировой культуры. Гурлитт попал под подозрение властей ФРГ в 2010-м году. Тогда при возвращении в Германию из Швейцарии при нем обнаружили весьма внушительную сумму наличности, происхождения которой он не смог объяснить. Обыск в его квартире, естественно, дал самые поразительные результаты.
Следует сказать, что проведен он был ещё в 2011-м, и всё это время квалифицированные эксперты идентифицировали «рождённые заново» произведения и составляли их опись. Правда, неясно, почему же такое событие в мире культуры столь тщательно скрывалось немецкими официальными структурами. Складывается впечатление, что они буквально хотели пойти по стопам своих нацистских предков, снова спрятав мировое достояние от глаз общественности, но это к слову. Слава богу, им это не удалось…
Кстати, в процессе следствия по делу Хильдебранда Гурлитта было установлено, что он на протяжении всей жизни уклонялся от уплаты налогов, постепенно распродавая шедевры, за счёт чего и жил.
Относительно будущего «всплывшей» уникальной и чрезвычайно дорогостоящей коллекции сегодня сказать ничего, к сожалению, нельзя. Было бы логично предположить, что картины должны бы быть распределены по ведущим галереям мира, чтобы ими могли любоваться люди. Не менее разумным представляется и открытие отдельной выставки, составленной непосредственно из найденных полотен, если бы она направилась «на гастроли» по тем странам и континентам, где произведения в своё время изымались.
Но крайне далёкая от культуры и искусства рыночная экономика, кажется, диктует картинам совершенно иную судьбу. Дело в том, что, прознав про находку немецких властей, уцелевшие наследники бывших владельцев уже требуют их возврата в частную собственность, и такой подход вполне законен. По сути, это Хильдебранд Гурлитт, а не гитлеровский режим нынче объявлен мошенником и неправомерным пользователем коллекции, так что вполне вероятно, что выдающиеся работы гениев «дегенеративного» модернизма снова «расползутся» по тёмным углам частных квартир…