Температура ядра Земли уточнена физиками из Франции

Температура ядра Земли уточнена физиками из ФранцииВ рамках эксперимента французские физики смоделировали ряд условий, присущих ядру Земли. Исследования, о результатах которых изложено в журнале Science, позволяют более точно судить о температуре ядра нашей планеты.

Учёные установили, что температура твёрдого ядра Земли, преимущественно состоящего из железа, составляет примерно 6 000 градусов по Цельсию. А это почти на одну тысячу градусов больше, если сравнивать с предыдущими оценками.

Температурные данные об условиях, которые господствуют в центре планеты, получены в результате экстраполяции лабораторных данных. Так, учёные в рамках эксперимента зафиксировали точку плавления (превращения твёрдого тела в жидкость) железа под высочайшим давлением в 200 гигапаскалей, а это равняется примерно двум миллионам атмосфер. Температура её составляет 4800°С. Базируясь на этих данных, физики также смогли вычислить ту температуру, при которой исследуемый металл получает жидкую форму при давлении 330 гигапаскалей (а известно, что в ядре Земли именно такое давление).

Наиболее сложная задача при проведении опытов – фиксация фазового перехода находящегося под давлением железа в жидкое состояние из твёрдого. Образец, нагретый лазером, за несколько секунд реагировал химически со стенками лабораторного контейнера, а это нарушало условия проведения эксперимента.

Для того чтобы определить структуру атомной решётки железа ядра, было использовано рентгеновское излучение направленного характера, излучаемое синхротронной установкой. Полученная при прохождении рентгеновского излучения через атомную кристаллическую решётку дифракционная картина изменялась сопряжено с изменениями структуры самой решётки во время плавления материала.

Теперь ясно, что разница температур между твёрдым и жидким ядрами в центре Земли довольно высока и составляет не менее 1500 градусов.