И снова сенсация: немецкие астрономы обнаружили в Млечном пути огромный газовый поток

То, что бескрайние просторы космоса насыщены разнообразными течениями, в основном, представляющими собой мигрирующие газовые шлейфы колоссальных размеров, известно давно. Ещё один газовый поток, возраст которого оценивается примерно в 50 миллионов лет, вызывает у науки особый интерес…

1250700415_jsfirlip6e9nw17

Открытие сравнительно небольшой группы специалистов из Германии можно назвать везением. Им удалось непосредственно в нашей родной галактике обнаружить постоянно действующий крупнейший газовый поток протяжённостью свыше 1600 (!) световых лет, движущийся с невероятной даже по космическим меркам скоростью – 17 километров в секунду.

Даже неосведомлённому в нюансах космоса Читателю должно быть понятно, что практически невидимый газ, пусть и в глобальных объёмах, на таком отдалении от Земли выявить намного труднее, нежели даже сравнительно небольшое твёрдое тело вроде кометы или астероида.

Тем не менее, с помощью мощнейшего орбитального инфракрасного телескопа «Spitzer» («Спитцер»), уже десять лет непрерывно ведущего наблюдение за космическим пространством, это удалось проделать сразу в четырёх спектральных диапазонах: 3, 6, 8 и 24 мкм (микрометр; длина инфракрасной волны телескопа). Газовый поток был зафиксирован на соответствующих фотоснимках, выполненных «Спитцером» не целенаправленно, можно сказать, наугад. И вот – безусловная удача. Оказывается, в «прицеле» у телескопа оказался шлейф с общей массой газа, в сто тысяч раз превышающей массу Солнца. Позднее выводы немцев были дополнительно подтверждены сразу несколькими радиотелескопами, работающими в рамках проекта GRS (Galactic Ring Survey). Их данные как раз и способствовали уточнению скорости потока и его контуров.

Помимо этого, в результате более подробных комплексных исследований участка галактики в районе Млечного пути астрономы установили и некий пузырь космического газа, который, скорее всего, и послужил источником описываемой струи. Большинство специалистов считает, что пузырь возник как следствие вспышки новой звезды, но значительную часть образовавшегося вещества по какой-то причине как бы «выдуло» в шлейф. Причём, расчёты показывают, что произошло это приблизительно 50 миллионов лет тому назад – поток уже явный старичок, и тем интересен вдвойне, поскольку наблюдение за ним может дать науке сведения о формировании галактики чуть ли не от начала её существования.

В принципе же астрономы пока констатируют, что сегодняшние знания об известных газовых течениях крайне обрывочны. Когда-нибудь, по мере роста технических возможностей человека, исследователи надеются создать полноценную карту всех передвижений вещества во Вселенной. Пока же приходится довольствоваться малым, разглядывая Млечный путь, как звездочёты древности. Но и это открытие может считаться прорывом в изучении таинственного космоса. Ведь для полного понимания всех процессов в этом  поистине безбрежном океане важен каждый шаг, доступный на сегодняшний день.

600px-Perseid_100808_ladanyi_v1