На фоне усугубляющегося эконмического кризиса отечественные специалисты-энтузиасты продолжают работать в интересах страны, создавая очень полезные в народном хозяйстве устройства и технологии.
Погрешность в 10 метров – много?
Наука и техника в России в последние годы продвинулись далеко вперед. Создано немало систем связи и навигации. Сегодня никого не удивишь методиками определения координат какого-либо объекта, например – автомобиля. Существующие и уже принятые на службу системы GPS/ГЛОНАСС выполняют следующий алгоритм действий:
- определяют местоположение нужного объекта;
- вычисляют расстояние между объектом и несколькими спутниками;
- зная координаты и высоту положения спутников, определяют координаты объекта.
Такая методика считается абсолютно точной, т.к. погрешность составляет не более 10 метров. Для простого водителя это не много.
Но в целом ряде отраслей (например – в авиации или космической технике) к точности предъявляются принципиально иные требования, она должна быть в сотни (а то и тысячи) раз больше. И тут существующие методики неэффективны. Одной из серьезных помех является, как ни странно, Луна. К ней притягиваются спутники, траектория их движения изменяется. Отсюда и все неточности в измерениях. Чтобы вносить нужные поправки, необходимо постоянно отслеживать положение Луны.
«Кто нам мешает, тот нам поможет…»
В институте точной механики и оптики в Санкт-Петербурге разработали лазерный локатор, который способен сделать это с абсолютной точностью – с погрешностью не более 1 мм. (Расстояние до спутника – 360-400 тысяч км.) По словам авторов разработки, принцип ее действия прост: на Луну посылаются сигналы короткими импульсами с высокой частотой. Точность измерения импульса обратно пропорциональна его длине – чем он короче, тем выше точность. В данном случае она составляет 10-12 секунды (это называется «пикосекунда»). Лазер отправляет сигналы с частотой 200 Гц.
В будущем на основе данного опытного образца в России будет создана большая лазерная установка для постоянного использования в государственных интересах. Она станет частью одного из оптических комплексов наряду с телескопами и другими видами приемных и передающих устройств. Всего будет создано не менее пяти таких станций. Разработка станет началом нового этапа развития всей навигационной системы страны. Координация движения наземного транспорта, морских судов, самолетов, космических кораблей и спутников выйдет на принципиально новый качественный уровень.