Американские ученые-генетики сообщили о первом успешном опыте внедрения «саморазвивающихся» генов ДНК млекопитающих

Речь идет о лабораторных мышах, в организмы которых были внесены особые наборы генов. В рамках данного эксперимента была опробована технология распространения определенных вариаций генов по всей популяции одного вида животных.

Борьба с вредителями

Теперь ученые с уверенностью говорят, что подобного рода методики могут применяться на млекопитающих. В будущем это может стать основой для разработки специальных биологических инструментов для борьбы с грызунами и другими видами животных-вредителей. Сегодня для борьбы с ними используются разные ухищрения и приспособления, например – ультразвуковой отпугиватель крота.

Геномный редактор CRISPR/Ca в 2015 году был признан «главным научным прорывом». Открыт он был около 5 лет назад американскими молекулярными биологами. В течение последних нескольких лет ученым удалось разработать несколько вариантов модернизации редактора. И сегодня уже возможно редактировать геном со стопроцентной точностью. Почти сразу же после того, как эта система была обнаружена в ДНК бактерий, ученые стали пытаться разработать возможность использования ее для распространения «нужных» человеку версий генов по популяциям разных видов животных.

Смысл в том, что CRISPR/Ca и другие варианты редактора ДНК можно вставлять в геномы одноклеточных и многоклеточных существ таким образом, что они начнут уничтожать «ненужные» (с точки зрения человека) копии генов и заменять их на «нужные». В результате всех этих манипуляций может стать возможной ситуация, когда все потомство генно-модифицированных и «нормальных» животных будет носителем «правильной» копии гена. И «нужные» версии генов распространятся по всей популяции животных после смены нескольких поколений.

Потребности животных можно будет программировать?

В конечном итоге, если говорить о практической пользе всех этих высоконаучных экспериментов, для простого обывателя откроется очень большая и актуальная страница биологии: можно будет без проблем избавляться от всех тех животных и насекомых, которые являются вредителями. Попросту говоря, если все указанные версии ученых оправляются, через какое-то время станет возможным принципиально изменить все естественные потребности животных, например – крыс, мышей, кротов и т.д. И они полностью изменят свой образ жизни, изменят среду обитания, изменят рацион. Т.е. полностью прекратят свое присутствие в жизни человека.