Учёные: вероятно, материальное существование тёмной материи практически доказано

Настоящую сенсацию в мире науки вызвал тот факт, что астрономами всё-таки был обнаружен сигнал той самой тёмной материи – вещества таинственного и неуловимого настолько, что упоминание о нём в самых авторитетных источниках вызывает у скептиков сомнение в его существовании.

1ashtekar_blackhole

Однако, в процессе обработки данных, полученных телескопом корабля XMM-Newton, запущенного в своё время Европейским космическим агентством,  специалистам удалось приметить достаточно неординарный по своим параметрам всплеск рентгеновского излучения. Вспышки исходили от двух совершенно разных объектов галактики Андромеды и целого скопления подобных галактик в Персее.

Согласно предварительным вычислениям, данные сигналы соответствуют некой частице, которой по законам земной физики «не может быть, потому что не может быть никогда». Исходя из этого, астрономы и пришли к выводу, что, наконец-то, нашли материальное подтверждение существования тёмной материи (С точки зрения обывателя логика, конечно, странноватая, но учёным, надо полагать, виднее?).

«Распределение сигнала в пределах галактики в точности соответствует тому, что мы ожидали от темной материи — то есть, сконцентрированный и интенсивный в центре объектов, слабый и диффузный по краям», — радостно сообщает миру Олег Ручайский, соавтор исследования из из Федеральной политехнической школы Лозанны (EFPL) в Швейцарии. «С целью проверки наших результатов, мы рассмотрели данные из нашей собственной галактики, Млечного Пути, и сделали те же замечания», — пытается объяснить необъяснимое более подробно ведущий автор Алексей Боярский, работающий одновременно и в EFPL и Лейденском университете в Голландии.

Поскольку из этих академических фраз понятнее открытие становиться вряд ли, попытаемся в познавательных целях пояснить, что такое тёмная материя на языке журналистики. Это «нечто» назвали так потому, что его частицы, якобы, не излучают и не поглощают света. В связи с этим увидеть чудо-материю (прямо, как известное несуществующее платье короля из сказки) невозможно в принципе. Предположение о её существовании (к настоящему моменту ставшее чуть ли не догматической истиной) сделано астрономами исходя из того, что с «нормальной», осязаемой материей во Вселенной что-то гравитационно взаимодействует. Проще говоря, все, что в небе светится, мы наблюдаем и как-то там фиксируем. Почти всё, что не светиться – и есть тёмная материя. Соответственно, её гораздо больше, в чём можно убедиться без телескопов и специальных знаний. Есть версия, что ею заполнено более 80% космического пространства – промежутки между крупными объектами типа созвездий. Этакий невидимый клей, удерживающий всё в едином целом …

Из чего это «промежуточное звено состоит? Единого мнения по этому поводу у науки нет. Разные теории предлагают массу всяких экзотических частиц: и слабо взаимодействующие массивные частицы (вимпы), аксионы и стерильные нейтрино (напоминающие электроны, но не заряженные). Упомянутые специалисты придерживаются теории, что именно распад стерильных нейтрино и генерирует рентгеновские лучи, которые были недавно обнаружены и восприняты, как сигнал тёмной материи.

И как бы не казалось всё это сложно для понимания, члены исследовательской группы уже уверены, что совершили в астрономии невиданный прорыв. Результаты их труда будут опубликованы уже на следующей неделе в специализированном издании Physical Review Letters. И с этого момента, как говорит  Алексей Боярский, может наступить совершенно новая эра в астрономии: «Подтверждение этого открытия может привести к строительству новых телескопов, специально предназначенных для изучения сигналов от частиц темной материи. Мы будем знать, где искать темные структуры в пространстве, и будем в состоянии восстановить [процесс], как Вселенная сформировалась».

dark-matter-what-is-it-130403c-02