ЧП космических масштабов, или Как миллиард долларов выбросить в мусор?

Галактический картограф Gaia, роботизированный по самое «не хочу», развернулся в космосе, но тут же стал жертвой банального космического мусора. И это, похоже, стало его единственным открытием.

o_985860

В Европейском космическом агентстве нынче всеобщий шок – только что в ничто превратился один миллиард долларов. Именно столько, без учёта затрат на запуск, стоил человечеству сам «сверхумный» аппарат, который не смог увернуться от космической пыли, собирая её на себя, как пылесос. Gaia категорически вывел из строя град микроскопического мусора, и это, похоже, навсегда.

Неисчислимое количество микрометеоритов атаковало надежду землян на составление сколько-нибудь вразумительной, объективной звёздной карты, которая должна была бы внести ясность в учебники по астрономии. Не судьба! Люди уже умудрились загадить орбиту до такой степени, что любая миссия там не просто рискованна – предсказуемо «наказуема». Вот-вот аналогичная ситуация ожидает и МКС – дайте мусору только срок. Впрочем, Международную космическую станцию пока старательно уводят от столкновений с видимыми объектами. А вот море невидимого из-за своей малоразмерности мусора контролировать в принципе невозможно.

В ЕКА некоторые оптимисты назвали инцидент даже открытием. Якобы, в первый и последний раз Gaia свою задачу выполнил – за миллиард долларов люди узнали, что им совершенно нечего делать на орбите. Уже побывали, уже запачкали околоземное пространство – хватит!

Интересно, что Gaia ещё даже не начал выполнять свои функции. Он был выведен на орбиту в декабре 2013 года, и с тех пор болтался там, как  ещё один кусок … Всё это время из Европейского космического агентства налогоплательщикам поступали обещания, что болванка заработает завтра. Тут-то мир и узнает «нечто».

Даже сейчас, когда точно зафиксировано, что Gaia «поймал» поток очень даже рукотворных микрометеоритов, в ЕКА убеждают: мол, «опасности для самого спутника этот поток не представляет», хотя он и не работал до этого ни дня. Есть ощущение, что некоторые космические программы очень сродни полётам американцев на Луну – «а был ли мальчик?»

«Поиск и устранение неисправностей Gaia не является незаурядным достижением, потому что космический аппарат находится на расстоянии в 1,5 миллиона километров от Земли, рядом со второй точкой Лагранжа. Это необычная орбитальная позиция, где объединённые гравитационные силы Земли и Солнца позволяют аппарату «висеть» в фиксированной точке на тёмной стороне планеты». Цитата их научной статьи.

Редакции Новостей Ру вообще не совсем понятно, зачем мы, земляне, отправляем в глубокую … миллиарды? Назовите автору хоть одного звездочёта, который принёс пользу Земле? Ведь даже Галилео Галилей констатировал очевидное в ущерб себе и, замете, за свой же счёт!