Лучший компас для скарабея – это звезды

Тот факт, что практически все представители семейства насекомых нуждаются в небесных светилах, чтобы ориентироваться на земле, — это не новость для ученых. Для того, чтобы расширить границы знаний, они решили исследовать поведение жуков-скарабеев, живущих в Южной Африке.

Поскольку жуки обычно передвигаются со своим шариком по определенной траектории, то шведских ученых очень заинтересовало, смогут ли они найти путь, если на небе не будет ни одного объекта, «указывающего» им направление.

Им пришлось надеть на скарабея-самца нечто вроде небольшой светонепроницаемой картонной шапки, чтобы заслонить от него солнечный и лунный свет. В результате опыта выяснилось, что скарабею вполне достаточно присутствия звезд, чтобы не потеряться. Этого ученым оказалось мало, и они поставили задачу определить, на что именно реагируют жуки, на какие-то определенные звезды или на звездное скопление – Млечный Путь. Для того, чтобы это установить ученые принесли скарабея в южноафриканский планетарий в Кейптауне. В результате опыта выяснилось, что для передвижения по земле скарабею нужен только Млечный Путь. Когда он присутствовал на «небе» планетария, то все с насекомым было нормально. Но стоило только удалить Млечный Путь с неба, то сразу же скарабей сбивался с дороги и начинал катить навозный шарик кругами, будто плутая.

Такое поведение вполне оправдано, поскольку глаза скарабеев устроены так, что они могут распознать на небе только большие скопления звезд, а не отдельные небесные тела. Но настоящим шоком для ученых стал тот факт, что жуки-скарабеи не нуждаются в наземных ориентирах. То есть, имея нормальные глаза и зрение, они совершенно не способны находить дорогу на земле, а только лишь по звездам. И такая способность у скарабеев у единственных на всей планете.

Комментарии закрыты.

1. Евгений Клепиков

Очень интересная особенность у жуков! Я думаю, и здесь людям есть, чему поучиться у матушки-природы.

2. shulepovs

Вот так вот в целях научных исследований вырвали бедняг жуков-скоробеев из их естественной среды обитания. И долгое время, компосировали их маленький мозг и изменяя их ориентир в качестве звездного неба! Только ради того чтоб узнать о том что жуки способны ориентироваться по звездам! Кому это интересно?

3. venm

Всё, как в жизни у людей.
    «Per aspera ad astra» (лат.) — через тернии к звёздам!
    Так и люди, сидят по уши в навозной куче, но позволяют себе планировать будущее по звездам!