Что отличает человека от слона и жирафа? Учёные знают ответ!

Что отличает человека от слона и жирафа

Со школьной скамьи мы знаем, что, наверное, самые интересные процессы головного мозга – это процессы памяти. Все мы знаем, что память локализована в головном мозге. Но как именно она функционирует?

Большая часть мозга представлена нейронами и их отростками – аксонами и дендритами. Их питание и защиту обеспечивают клетки-спутники – так называемые глиальные клетки или клетки нейроглии. Содержание клеток-спутников значительно увеличивается от центра головного мозга к периферии, составляя на «окраине» около 50%.

Где же разворачиваются процессы памяти, обучения и забывания? Где их представительство в морфологической структуре мозга?

Честь первооткрытия мозговых структур, отвечающих за вышеназванные способности, по праву принадлежит жаркой южной стране Испании, а именно, её гениальному «сыну» — морфологу Рамон-и-Кахалу. В 1893 году этот замечательный учёный обнаружил уникальнейшие структуры, которые и передают нервные сигналы от одного нейрона к другому. Нервный импульс в процессе своего «путешествия» от клетки к клетке проходит следующие «станции»: дендрит – тело нейрона – аксон. Этот длинный отросток нейрона по внешнему виду напоминает хорошо сформировавшееся «дерево». Вот на самых концах самых крайних веточек аксона и располагаются этакие утолщения, «луковички» – синапсы. В пузырьках синапсов вырабатываются особые вещества. Они недаром называются медиаторами – «посредниками». Именно они и переносят сигнал к соседней клетке: либо на дендриты, либо сразу на тело другого нейрона, либо на аксоны. Но может идти также на мышечные клетки (волокна) и клетки железистые. Вот такова, если кратко обрисовать, роль и таково положение синапсов в нервных тканях, как мозга, так и за пределами мозга.

У человека аксоны могут достигать и метра, а у жирафа или слона – несколько метров! Но иногда они могут быть и короче миллиметра (вот почему слово «длинный» выше взято в кавычки). Дендриты коротки обычно, но тоже могут быть достаточно длинны.

Как же выдающийся испанский учёный, Рамон-и-Кахал, обнаружил синапсы на кончиках аксонных веточек? Он открыл их при помощи серебрения поверхности аксонов и дендритов. Он обнаружил, что в некоторых местах дендриты как бы вздуты, образуя так называемые шипики. Вот там и подведены синапсы других нейронов.

В своих исследованиях Рамон-и-Кахал использовал световой микроскоп, а световой микроскоп увеличивает в лучшем случае до 300 нанометров (нанометр – это одна миллионная миллиметра). Для изучения такого мелкого элемента, как синапс, увеличение явно слабовато.

А сейчас у нас имеются ионные микроскопы. Ионы движутся «более стройно», поэтому можно разглядывать даже отдельные атомы. В итоге сейчас природу синапсов изучили уже очень хорошо.