В Иране в пятницу прошли выборы нового президента, при этом Махмуд Ахмадинежад в выборах не участвовал. Согласно Конституции, он, как и любой другой, не может занимать должность президента более двух сроков.
Как ни был одиозен Махмуд Ахмадинежад, какими бы диктаторскими замашками ни обладал, но конституцию под себя переделывать не стал. В результате выборы прошли без особых скандалов, хотя окончательной информации о выбранном президенте ещё нет.
Восьмилетнее руководство страной и правительством запомнится многим внутренним экономическим кризисом и санкциями со стороны европейских стран и США. Санкции вводились в ответ на активное осуществление официальным Тегераном собственной ядерной программы, от которой руководство отказываться не желало.
Избирательные участки работали до 17.30 (по Москве). Около 50 миллионов жителей имели право голоса. Как сообщил Ричард Галпин, президент ВВС, ещё на прошлой неделе ситуация с раскладом сил, казавшимся уже предрешённым, начала меняться.
И хотя все 6 кандидатов в президенты являются консерваторами, один из них, теолог Хассан Роухани, смог расположить к себе сторонников реформ. Богослов Х. Роухани в последнее время начал к себе привлекать повышенное внимание, когда высказал ряд заявлений о необходимости нормализации отношений Ирана с Западом.
Увеличение количества желающих голосовать за богослова связывают и с тем, что ещё во вторник Моххамед Реза Aреф, кандидат от реформистского движения, отказался от своего участия в этих выборах, рассказав, что свою кандидатуру он снял после того, как об этом его попросил Моххамад Хатами, экс-президент, один из лидеров современных реформистов.
Как М. Хатами, так и Али Aкбар Xашеми Pафсанджани, ещё один экс-президент, которого не допустили к участию в выборах, решили поддержать Х. Роухани. Но ему противостоят влиятельные консерваторы, например, представитель Ирана на международных переговорах по иранской ядерной программе Саид Джалили, и мэр Тегерана Багер Галибаф.