Микроб, питающийся мозгом – не, фантастика, а ужасающая реальность

Микроб, питающийся мозгом – не, фантастика, а ужасающая реальность

Собственно говоря, это даже не микроб, а типичная амёба, именуемая по науке Неглерия Фоулера (Naegleria fowleri). Живя в воде, простейший организм забирается в нос к купальщикам и стремится проникнуть далее, в мозг, где начинает интенсивно делиться, питаясь при этом серым веществом и церебральной жидкостью. Естественно, последствия такого купания – неминуемая смерть.

Вообще-то, подобных зловредных организмов в природе пруд пруди. Но большинство из них покушаются на паразитирование в желудочно-кишечном тракте, в половых органах, а хотя бы не в содержимом черепной коробки. Naegleria fowleri же как раз в желудке погибает, поскольку её моментально убивает кислота желудочного сока. А вот состав слизи в дыхательных путях для продвижения к намеченной цели амёбу вполне устраивает. Поэтому её проникновение в нос довольно скоро вызывает самые печальные последствия.

Правда, до сей поры, к примеру, в США летальные исходы от заболевания PAM (первичный амебный менингоэнцефалит) были сравнительно редки, достигая всего лишь восьми случаев в год. Но этот год угрожает стать катастрофой – ситуация резко ухудшилась, поскольку Неглерия Фоулера стала проявлять необычайную активность, да и находить её стали в самых неожиданных местах. Дело в том, что амёба существует и размножается только в тёплой воде (выше 30° С), поэтому аномальная жара нынешнего лета – это главный союзник простейшего паразита. Если ранее смертоносная зараза встречалась только во влажных и тёплых южных штатах, то в 2013-м она совершила самый настоящий блицкриг на Север. Вот недавно в Миннесоте местные врачи были ошеломлены, когда обнаружили, что гибель двух маленьких детей вызвана именно этой инфекцией. Между тем, штат находится минимум в 550-и милях от тех мест, где до сих находили бактерию.

Что самое страшное, есть зафиксированные случаи, когда люди мучительно умирали от полоскания полости носа теплой водопроводной водой у себя дома!

Медики утверждают, что летальный исход возможен уже через две недели, а вот поставить точный диагноз в инкубационный период как раз-таки почти нереально. Проблема диагностики – одна из причин, по которой заражение N. fowleri ведет к смерти с вероятностью 99%. За последние 50 лет задокументирован только один случай выживания пациента после заражения PAM и то есть вероятность, что врачи просто переборщили с диагнозом.

Лекарств от инфекции, можно сказать, почти не существует, поскольку высокая смертность просто не позволяет их разработать – не на ком проверять. Единственное известное пока средство – милтефозин, в небольших количествах производимое не в промышленных, а только в лабораторных условиях, проблемы не решает. Получается, что его необходимо применять как бы для профилактики, потому что потом будет поздно.

Микроб, питающийся мозгом – не, фантастика, а ужасающая реальность 02

Кстати, Naegleria fowleri встречается отнюдь не только в Америке, но и на других континентах. Случаи смерти от PAM не раз фиксировались в Южной Европе. В России этот диагноз просто не ставится, заменяемый на обычный вирусный менингит или энцефалит. Понятно, что радости этот факт нам тоже не добавляет.

Врачи, сами пребывающие в шоке от подобного нашествия амёб, рекомендуют лишь «предохраняться», зажимая нос прищепками, подобными тем, что используют спортсменки, занимающиеся синхронным плаваньем. Гарантий это, конечно, не дает, но всё-таки шансы не пустить в свой мозг заразу многократно увеличиваются.

Новости-Ру - Главные новости сегодня | Последние новости России