В лизинге грузовиков грядут перемены

Просмотрено: 34 раз  |  

Продолжаются перемены на рынке лизинга грузовых автомобилей России. Он не похож не только на себя самого в докризисный период, но и на себя же, но полугодичной давности. Не будем утомлять читателя специальной терминологией, попробует поведать о событиях в этой сфере попросту и попытаемся спрогнозировать ближайшее будущее.

В лизинге грузовиков грядут перемены


Данные объективного анализа, опубликованные на www.autospynews.net, однозначно говорят, что в российском сегменте лизингового рынка автомобильный лизинг составляет примерно одну пятую от общего объема. Мы достаточно далеко отстали по этому показателю от Европейского Союза. Так, по данным Европейской федерации лизинговых ассоциаций к западу от наших границ доля автомобильного лизинга в среднем равняется почти половине общего объема рынка.

В России грузовики тянули, дай Бог, на одну десятую, а микроавтобусы и их старшие братья еще менее — около полутора процентов. Однако если анализировать данные за более продолжительный период, то видимая структура претерпит серьезные изменения. Доля грузовых автомобилей составит уже 14 процентов, а автобусов — 2 процента. Однако существует ряд позитивных моментов. Отставание от показателей ЕС говорит о значительном потенциале роста отечественного рынка. Справедливость сказанного подтверждается и  среднегодовыми данными темпа роста. В ЕС он не превышает 10 процентов, в Российской Федерации он выше в четыре раза — около 40 процентов.

Но еще рано тянуться к европейским показателям.  Да, к этому году объемы продаж автотехники вернулись более или менее к показателям докризисного периода. При этом расширение объемов рынка благотворно сказалось на уровне деловой активности. Прежде всего, это касается среднего и малого бизнеса. Тем не менее, доля отечественного лизинга уступает объемам лизинга иностранного. Это объективные факты.

По мнению значительного количества экспертов, сейчас на рынке лизинга происходит ужесточение ценовой конкуренции, а также имеет место рост стоимости привлечения финансовых средств. Представители частного бизнеса обеспокоены увеличением доли на рынке госкомпаний. В соответствии с экспертными оценками они уже заняли три четверти всего объема данного сегмента. Также важным показателем, с которым приходится считаться всем, является существенная концентрация вокруг основных игроков. Эта тенденция резко снижает шансы новых игроков на рынке на быстрое и эффективное развитие.

Вообще, следует сказать, что за прошедшие годы лизинговый рынок неоднократно перечеркивал огромное количество прогнозов и предсказаний, доказывая, что он пребывает на этапе активных  изменений. Так что под большим вопросом находится доверие к целому ряду уже высказанных прогнозов об опасности грядущих месяцев, состоящей в отсутствии фондирования в требуемых объемах. Впрочем, через год мы узнаем правду.

Большинство крупных лизингодателей имело незначительное количество контрактов с просрочкой, превышающей 90 дней. И эта доля постепенно уменьшалась. Затем последовало постепенное расширение клиентской базы, в отличие от периода кризиса, когда опору компаний представляли их старые партнеры. Динамично развивались отношения с фирмами из числа представителей среднего и мелкого бизнеса. Три четверти сделок с автотранспортом заключались с компаниями, имеющими меньше сотни человек персонала. Поэтому тот факт, что размеры договоров не доходили до докризисных значений не удивляет.

В этом году активы рынка превысили докризисные показатели, причем рос собственный капитал компаний-лизингодателей. Причем, в достаточно заметных размерах.

Если анализировать региональные различия, то заметно, что до половины всех лизинговых сделок пришлось на районы Центральной России, около пятой части на регионы Поволжья, примерно девятая часть была совершена в южных районах. Затем идут СЗФО, Урал и, наконец, Сибирь. Сильно отстает Дальний восток — десятые доли процента. Это можно объяснить фактором удаленности от основных производителей автотехники популярных на российском рынке.

Если говорить в целом, то лизингодателям жаловаться не приходится. За год рост совокупного объема их бизнеса составил свыше 1.28 триллиона рублей, или 76 в процентах.

Однако, для увеличения доходности для лизингодателей отнюдь недостаточно оперирования процентными ставками и сложившимся схемами сезонных акций. Большинство экспертов придерживаются мнения, что наступает время расширения списка сервисных услуг. Для клиентов это означает, что они могут уже в этом году познакомиться с новыми предложениями, а также более приятными для них условиями займов.

Пятерка лидеров прошедшего года сформировалась из «ВЭБ-Лизинга», «ВТБ Лизинга», «Сбербанк Лизинга», «Газтехлизинга» и Государственной транспортной лизинговой компании.

Экспертное сообщество предполагает, что рост рынка автомобильного лизинга будет продолжаться, невзирая на негативные прогнозы.  Впрочем, если говорить о конкретных оценках перспектив в числовом выражении, то оценки сильно расходятся. Оптимистические  предсказывают рост до полутора триллионов рублей, пессимисты ожидают солидной просадки. Практики считают, что наиболее реалистичным является сценарий, предусматривающий  сохранение существующих объемов. Правда, представители практически каждой компании высказывают свое собственное мнение. В общем, поживем — увидим.

Поделиться:
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>