Воодушевившись лёгкой победой над аргентинским автобусом в забеге-заезде на суперкороткую дистанцию 80 м, Усейн Болт, в поисках более достойного для себя конкурента из числа такого же класса многоместных пассажирских «авто», теперь почему-то обратил свои взоры на Китай, по одному ему ведомой причине считая, что азиатские автобусы должны быть «шустрее» южноамериканских. А на чём же основана уверенность Болта в своем скоростном превосходстве над автобусами?
Как стало известно, самый быстрый человек планеты, обогнав автобус в Буэнос-Айресе, теперь бросил вызов автобусам и всему общественному транспорту Китая, предлагая посоревноваться на такой же дистанции – 80 м. Как сообщает китайская China Daily, такой вызов поступил 16 декабря, и в ответ уже появился ряд предложений из различных провинций страны…
Между тем, задавшись вопросом, почему Болт так уверенно «грозится» обогнать любой общественный транспорт на очень коротких дистанциях, Новости Ру решили исследовать этот вопрос, так сказать, с «научной» точки зрения, применив математическо-физические методы расчётов.
И выяснили много любопытных для себя и, надо полагать, интересных для наших читателей вещей.
Прежде всего, начнём с того, что автобус, трамвай, троллейбус – это далеко не гоночный автомобиль как по максимально развиваемой скорости, так и по быстроте её набора (говоря языком физики – величине ускорения). Как оказалось, ускорение в 0,5 м/с2 – вполне нормальный результат для городского автобуса. А 1,0 м/с2 (т.е. за 10 секунд скорость вырастает с нуля до 10 м/с) является для него просто прекрасным техническим показателем.
Попробуем вместе с читателями рассчитать возможности такого «быстрого» автобуса в сравнении с потенциалом У. Болта.
Начнём с того, что посчитаем, за сколько сам ямайский спринтер-чемпион может пробежать дистанцию 80 м, если будет бежать по предельному, рекордному графику. Мировой рекорд на легкоатлетической дистанции 100 м, принадлежащий самому Усейну, сейчас равен 9,58 с (что соответствует скорости примерно 10,4 м/с, или 37,6 км/ч). Разделив расстояние (80 м) на скорость (10,4 м/с), получим примерно 7,6 с. Настолько может быть быстрым Болт при необходимости.
А что же получается у автобуса? Самого быстрого, скорость которого за секунду вырастает на 1м/с (т.е. ускорение = 1,0 м/с2).
Воспользуемся простой физической формулой: S = a∙t2, где S – пройденное расстояние, a – ускорение, t – затраченное время. Отсюда получаем: t = √(S/a) = √(80/1,0) ≈ 8,9 с. Так вот где «собака зарыта». Оказывается, у автобуса нет никаких шансов перегнать «непобедимого» Болта на такой короткой дистанции, а потому рекордсмен может себе позволить бежать не в полную силу (как он часто любит делать и что продемонстрировал в забеге в Буэнос-Айресе) и всё равно прибежать первым.
Ну и хитрец же этот Болт! Думается, что никакие китайские модели автобусов не смогут с ним потягаться на выбранной дистанции.
Давайте теперь посмотрим, что будет на классической олимпийской 100-метровке. Автобус, двигаясь с тем же ускорением, сможет преодолеть её за 10,0 секунд (не будем дальше утомлять расчётами читателей – кто захочет, сам может проверить, а мы будем приводить только итоговые цифры). Болт может пробежать быстрее (вспомним его рекордное время 9,58 с), но для этого надо сильно напрягаться. Без этого и при разных случайностях победа рекордсмену не гарантирована, а потому он рисковать не хочет (возможно, за победу в таких шуточных забегах он получает хорошие призовые?)…
Ну и немного расширим нашу тему, взяв в расчёт легковые автомобили, причём более привычные нам, россиянам, отечественные марки. У каждого авто есть такая паспортная характеристика как «время разгона до скорости 100 км/ч». Ею и будем руководствоваться при последующих расчётах.
«Порывшись» в Интернете, мы «нашли» самый «медленный» автомобиль по этому показателю. Им оказался 1989 ВАЗ 1111 ОКА с временем разгона, равным 30 секундам (действительно, медленно). На дистанции 80 м Болт с такой «мотоколяской» «расправится» легко: ведь «Оке» потребуется 9,3 с для её прохождения. 100 метров эта «Ока» проедет за 10,4 секунды – тоже медленнее бега Болта. Но, пожалуй, было бы любопытно за этим понаблюдать (бросим идею «в массы»: кто сможет организовать, профинансировать и провести такой забег-заезд на стадионе? Интерес, надо думать, будет немалый, и за счёт стоимости билетов, вероятно, можно будет компенсировать затраты!).
Что же касается более быстрых автомобилей семейства ВАЗ, то оказалось, что примерно одинаковый с Болтом результат на 80 метрах показывает 1977 ВАЗ 21033, у которого время разгона до скорости 100 км/ч равно примерно 21 с. Все модели ВАЗов с временем 20 и менее секунд (есть ведь и такие «быстроразгонные», у которых это время равно всего 7 с, как, например, ВАЗ 2105 Lotus) обгонят У. Болта на 80-и метрах «без всяких вопросов».
Ну и самое интересное – напоследок. Есть ведь и вторая олимпийская спринтерская дистанция – 200 м. Мировой рекорд тоже принадлежит феноменальному Болту – 19,19 с (красивые цифры, не правда ли?). Так вот «медлительная» уже упомянутая 1989 ВАЗ 1111 ОКА, промчится 200 метров за 14,7 с, «играючи» обставив САМОГО БОЛТа! Ещё бы, «ОКА» сумеет его опередить на целых 50 метров, даже если он будет «сильно упираться»». Но скорее всего, он просто бросит бежать в этом случае.
А всего вероятнее – никогда не допустит такого соревнования. Усейн Болт же – не только самый быстрый, но и, наверное, самый хитрый спортсмен. Впрочем, мы об этом уже говорили…
Ну так что – до будущего забега: 100 метров, Болт – «ОКА»?