На внутреннем российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: в пересчете на иностранные валюты многие товары, стали стоить дешевле, нежели в Европе, хотя раньше всегда было наоборот.
Но это будет продолжаться недолго. Сейчас все торговые компании пока сдерживают цены, чтобы сохранить объемы продаж, но уже после Нового года они будут вынуждены отреагировать на падение курса рубля. А все расходы, связанные с ведением бизнеса (налоги, аренда помещений, таможенные пошлины и прочее) никто не отменял.
Россияне вновь идут в торговые центры и супермаркеты, которые уже начали пустеть. В сентябре, по оценкам экспертов, общее снижение объемов трафика в российских торговых сетях составляло порядка 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Люди среднего достатка прекрасно понимают, что просто переждать возникший кризис не получится. Цены на многие товары только начали расти, и все возможные более неприятные последствия еще только предстоят.
Электроника и бытовая техника сейчас в России стала дешевле, чем в странах Европы. Появилось много таких покупателей, которые приобретают товары для своих друзей и знакомых, живущих в Западной Европе. Но это будет продолжаться недолго. В настоящее время реализуются складские товары, которые были приобретены еще тогда, когда курс доллара составлял 36-40 рублей. Но уже к концу ноября, самое позднее – в декабре продавцы вынуждены будут пересматривать цены. В течение нескольких месяцев рост цен может составить не менее 10-15%.
Но многие эксперты успокаивают: слишком большого повышения цен тоже ожидать не стоит. Представители одной из крупнейших интернет-компаний, ведущих свой бизнес в России, говорят, что цены далеко не всегда реагируют прямо пропорционально изменению курса валют. Есть еще немало факторов, оказывающих прямое влияние на ценообразование. С одной стороны – производители вынуждены повышать стоимость своих товаров. Но, одновременно с этим, у них есть целый ряд обязательств по планам производства и продаж, которые могу быть сорваны в случае резкого скачка цен. Торговые компании стараются всеми силами остаться на рынке, до последнего сдерживая цены. Для этого они максимально снижают размеры маржи, иногда даже уводя ее в отрицательное значение. (Маржа – разница между закупочной и продажной ценой товара, т.е. чистая прибыль.)